Рассматривается правовая природа мелкой взятки, уголовная ответственность за которую предписана ст. 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, как одной из форм коррупционного преступления. Приводятся статистические данные о мелком взяточничестве, полученные из Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, и сведения о коррупционных преступлениях в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) в 2021 году. Анализируется диспозиция уголовно-правовой нормы о мелком взяточничестве и выделяются юридически значимые признаки этого преступления, центральным из которых является размер взятки — сумма до 10 тыс. руб. Рассматриваются основные элементы состава преступления, относящиеся к объективной стороне преступного деяния — за что она дается и получается, как осуществляется передача взятки — лично или через посредника. Систематизируются рекомендации Пленума Верховного Суда Российской Федерации об установлении оснований уголовной ответственности за мелкое взяточничество и его отграничения от других преступлений коррупционной направленности. Оценивается общественная опасность малозначительности мелкой взятки в действиях представителя власти. Выделяются особенности правоприменения уголовно-правовой нормы в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества. Отмечается, что мелкая взятка в подавляющем большинстве случаев получена и передана в денежных средствах, однако возможны и случаи признания предметом преступления имущества или оказания имущественных услуг. Мелкая взятка в местах лишения свободы получается, как правило, лично. Это могут быть контролеры, инспекторы, врачи медицинских частей и др. Мелкая взятка передается в основном за совершение представителем власти незаконных действий (передача наркотиков, пронос запрещенных предметов и т.д.). Незаконность действий не влияет на квалификацию содеянного как мелкой взятки, если ее размер не превышает 10 тыс. руб. Делается вывод о том, что мелкая взятка в местах лишения свободы никак не может быть признана «бытовой коррупцией», поскольку УИС есть особая (отдельная) структура государственной власти и порядка управления.