Законность цивилистического процесса сквозь призму различных типов правопонимания
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблем толкования принципа законности в гражданском судопроизводстве. В результате проведенного исследования автор сформулировал вывод о том, что толкование принципа законности во многом зависит от типа правопонимания: правового позитивизма, нормативизма, теории естественного права, интегративной теории правопонимания. Автор пришел к выводу о том, что каждому типу правопонимания корреспондирует определенная форма реализации законности: доктрине естественного права законность присуща в качестве идеи в сознании субъектов права; нормативистской теории более близка законность как принцип деятельности субъектов права. Интегративная теория правопонимания обусловливает закрепление в законодательстве об административном судопроизводстве наряду с законностью категории «справедливость» как основы деятельности судов общей юрисдикции при рассмотрении и разрешении административных дел.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 02/2025 |
Страницы | 45-49 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2025-2-45-49 |
Актуальность исследования сущности принципа законности в гражданском процессуальном праве обусловлена сложной правовой природой содержания данного принципа и гарантий его реализации при осуществлении правосудия по гражданским делам. Все принципы гражданского процессуального права неразрывно связаны с действием принципа законности: нарушение каждого из них является отступлением от принципа законности. И напротив, успешная реализация принципов гражданского процесса, консолидирующихся на принципе законности, обеспечивает достижение задач правосудия по гражданским делам.
Как известно, в современном Гражданском процессуальном кодексе РФ (далее — ГПК РФ) принцип законности прямого текстуального отражения не получил. Он выражен в законе опосредованно, в виде различных проявлений или гарантий. Буквальное исследование правовых норм, регулирующих порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел, показывает, что термин «законность» используется в различных интерпретациях: укрепление законности упоминается в качестве задачи судопроизводства (ст. 2 ГПК РФ); законность рассматривается как требование к судебному акту (ст. 195 ГПК РФ); законность применяется как предел рассмотрения дела в суде вышестоящих инстанций (ст. 317.1, ст. 379.6, 390.13, 391.12 ГПК РФ); нарушение законности является основанием для применения мер гражданской процессуальной ответственности (ст. 226 ГПК РФ).
Традиционно основные дискутируемые в цивилистической процессуальной науке вопросы заключаются в том, что из указанных проявлений входит в содержание принципа законности, является его гарантиями. Наполнение принципа законности зависит от используемого преимущественного подхода к правопониманию: юридического позитивизма, правового нормативизма, теории естественного права и других.
Позитивистское правопонимание широко представлено в работах И. Бентама, Дж. Остина, К. Бергбома, Г.Ф. Шершеневича. Центральной идеей юридического позитивизма является восприятие права как регулятора общественных отношений, приказа, содержащегося в норме и обязательного для тех, на кого оно распространяется. Позитивизм (положительное право) априори отражает идеальное состояние действительного под воздействием права. В свою очередь, нормативистское правопонимание, или теория «чистого права», уравнивает закон и право. Именно нормативистское правопонимание служит предпосылкой для создания нормативных правовых актов как совокупности норм.
Применительно к принципу законности нормативистско-позитивистское правопонимание означает аксиому: «все, что подчинено праву, исходящему от государства, законно». Однако сведение права к закону ущербно для иных (помимо законности) близких категорий — нравственности, справедливости, гуманизма, общечеловеческих ценностей, которые находятся в приоритете в рамках концепции естественного права. Как указывает А.Б. Аникеев, «с одной стороны, все отношения, регулируемые правом, охватываются и нравственными нормами, но с другой стороны, сфера действия морали шире сферы действия права, а нравственные представления о справедливости по своему содержанию являются более богатыми и разносторонними, чем правовые. В итоге нравственное понятие категории справедливости более емкое, чем понятие юридической справедливости. Нравственные нормы социальной справедливости могут использоваться в той лишь части, когда они не противоречат справедливости юридической».