Административное усмотрение — не «свое мнение», а правовое решение!
Аннотация
В статье административное усмотрение рассмотрено в качестве неотъемлемого элемента системы правоотношений и механизма правового регулирования. Усмотрение есть правовой институт, предназначенный для искоренения из правоприменительной практики господства (самостоятельности, уникальности) «своего мнения» как основополагающего подхода при принятии служащими органов публичной власти (должностными лицами) административных актов и иных управленческих решений. Устоявшиеся правовые нормы, правопорядки, правила, «сильные» правоотношения, административные процедуры непременно и результативно должны воздействовать на механизм выработки актов управления. Усмотрение и его пределы должны соответствовать современному правопониманию, идеологии верховенства права и основополагающим принципам правового государства. Допускается усмотрение, которое базируется на глубоком анализе правовой нормы, полноценном взвешивании сформулированных правовых позиций, знании различных мнений по использованию законного и правильного пути применения конкретного юридического предписания. Необходимо гарантировать адекватность применяемых правовых средств, юридических подходов и процедур особенностям регламентации отношений в сфере публичного управления и стандарту эффективной правовой защиты.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 12/2024 |
Страницы | 3-13 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-12-3-13 |
На протяжении столетий ученые — философы, государствоведы, юристы, политологи, социологи — пытались определить понятие «усмотрение» (административное, судебное и иные виды дискреции), раскрыть его сущность, раскрыть предназначение и практическую ценность для общественной и государственной жизни, установления процедур осуществления административных действий и принятия правовых решений. Сложилось общее представление, что усмотрение — важнейшая часть человеческой (управленческой, служебной, контрольно-надзорной, судебной, интеллектуально-волевой, культурно-психологической) деятельности, формально предназначенной для обеспечения публичного управления, создания правопорядка, активизации важнейших стимулов для принятия управленческих решений, реализации и юридической защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права.
Нужно с известной осторожностью принимать во внимание сложившийся подход, в соответствии с которым за усмотрением целесообразно закрепить лишь роль мыслительной операции правоприменителя, заключающейся в избрании одного из предлагаемых юридической нормой решения или рекомендации. В этом понимании усмотрение трансформируется в некое подобие (если, конечно, возможно такое сравнение) с ЕГЭ, с поиском и собственно выбором правильного ответа из предлагаемых вариантов. А если в практике публичного управления административная процедура, административное дело, рассматриваемый административный спор содержит глубокую специфику, является в своем роде уникальным по правовым и фактологическим характеристикам и обстоятельствам, и если при этом система правового регулирования не ясна или противоречива, но необходимо принимать решение, а выбора из возможных вариантов не представлено? Где же здесь пределы усмотрения и каковы его обоснования?
Так сложилось, особенно в практике публичного управления, как-то «само собой» сформировалось понимание, что усмотрение есть выражение «своего мнения» без оглядки на устоявшиеся правовые нормы, правопорядки, правила, «крепкие» правоотношения, административные процедуры. Так ли это в действительности? Конечно, приведенная характеристика усмотрения, которое нужно применять в складывающихся административно-правовых ситуациях, не соответствует современному правопониманию, идеологии верховенства права и основополагающим принципам правового государства!
Здесь, говоря о «своем мнении» государственного служащего (должностного лица), уместно вспомнить труды А.И. Елистратова, который, рассматривая историю развития административного права, отмечал существенные изменения вместе с укреплением публичного порядка и законности. Он писал: «Режим личного усмотрения, лежавший в основе полицейской опеки над обывателем, уступает место в правоотношениях между должностными лицами и гражданами началу законности… Служащие — такие люди, как и граждане: усмотрение и произвол в их служебных взаимоотношениях столь же губителен, как и в отношениях между ними и гражданами. Более того, усмотрение, свившее себе гнездо во взаимных отношениях между правящими, неминуемо превращается в источник беззакония и для самого населения. Произвол деморализует человека. Должностные лица, приученные к усмотрению внутри административного механизма, неизбежно проявят соответствующие привычки и за пределами этого механизма». Вообще А.И. Елистратов в самом начале повествования о сущности и предназначении административного права так характеризовал усмотрение: «Усмотрение по самому своему существу, по природе своей, капризно, неопределенно, неустойчиво. Система усмотрения связывает самодеятельность обывателя, убивает его почин, обезличивает его самого… Система усмотрения подрывает в населении чувство права и справедливости, так как со справедливостью несовместим и самый благожелательный произвол. Для упорядочения публичных отношений усмотрение в них должно быть ограничено правом». Как видим из современных представлений об усмотрении, содержательные констатации в отношении дискреции фактически остаются прежними.