Значение сущности права при рассмотрении конкретных дел в суде
Аннотация
Законодательство не способно в полной мере отразить все необходимые для правоприменения смыслы. Для этого необходим суд как наивысший орган официального правоприменения. Существует некий цикл правообразования, в центре которого юридическая наука. В этом цикле раскрывается правоприменительная сущность права. То есть право через категорию сущности необходимо рассматривать как результат, в котором формулируется в окончательной смысловой правовой форме некая определенность в конкретном правоотношении и которая (правовая, смысловая, сущностная определенность) предстает при вступлении в окончательную юридическую силу правового, судебного акта (решения, постановления, определения). Иными словами, сущность (правоприменительная) права окончательно должна проявляться в определенности конкретного правоприменительного акта.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 08/2024 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2024-8-2-6 |
За долгие годы адвокатской практики было замечено, что нет каких-либо устойчивых шаблонов рассмотрения дел в суде. Суды по-разному могут применять одни и те же нормы (материального и процессуального права) при рассмотрении конкретных дел, а также толковать нормы права существенно по-другому, чем сам законодатель. Из этих наблюдений можно сделать несколько выводов.
Во-первых, нормы права априори не могут отразить все необходимые для правоприменения смыслы, поскольку жизнь, суть регулируемых отношений намного глубже и сложнее.
Во-вторых, нормы права так или иначе в определенной мере прописывают или пытаются прописывать именно суть регулируемых отношений, рассчитывая на определенный правоприменительный результат.
В-третьих, у права сущность правоприменительная, т.е. сущность права в полной мере раскрывается в процессе правоприменения через толкование, уяснение смысла, формулирование и принятие правовых актов по конкретным вопросам. При этом правоприменитель черпает знания не только из нормы права, а еще и из того же источника, из которого черпаются смыслы законодателем, и из сути конкретного вопроса, конфликта (дела, спора, например, рассматриваемого судом).
В-четвертых, законодатель, иные уполномоченные правотворческие органы власти, правоприменительные органы, суды иногда игнорируют сущность права, считая, что они сами и есть его сущность.