Дата публикации: 07.11.2024

Административное усмотрение: нормативная правовая полноценность в контексте дискуссии об административных процедурах

Аннотация

В статье административное усмотрение рассматривается как правовое средство, дополняющее и гарантирующее законность правоприменительной деятельности, осуществляемой на основе общих принципов права. Усмотрение может стать важнейшим и незаменимым правовым институтом повышения эффективности публичного управления в случае надлежащего правового регулирования административных процедур. Рассматриваемые в статье вопросы актуализируют идею принятия в стране федерального закона «Об административных процедурах», где среди важнейших управленческих категорий целесообразно установить понятие и правовой режим действия правоприменительного усмотрения.




В самом простейшем подходе административное усмотрение означает выработку обоснованного (справедливого, правильного, разумного) взгляда субъекта правоприменения на юридический процесс, управленческие процедуры, факты с целью разрешения дела (публичного спора) и принятия законного, аргументированного и сбалансированного решения. Однако может ли правильный взгляд на принимаемые решения (акты) основываться на несуществующей или неполноценно сформированной правовой основе, т.е. там, где развивается усмотрительная административная практика с ее произвольными толкованиями, предложениями, выводами, рекомендациями? Вряд ли. Тогда почему же усмотрение все еще не является исчерпывающей (настоящей) правовой реальностью или, как говорят, правовым институтом в традиционно понимаемом смысле данного термина? Ведь используя административное усмотрение, станет возможным измерение всего многообразия правовой реальности посредством прогрессивного потенциала норм, общих принципов, институтов, отраслей, методов, форм, процедур.

Правовые принципы, как и принципы административной деятельности, административных процедур, даже несмотря на их надлежащий уровень сформулированности в законодательных актах, сами по себе основываются на правовых идеях и идеалах современного правоустановления и правоприменения. Следовательно, несмотря на «невидимость» или отсутствие «очевидности» в дискреции правовых принципов, возможна констатация их неотъемлемости как элемента сферы административных и иных публичных правоотношений, а также масштабности воздействия усмотрения на законодателя и правоприменителя. Административное усмотрение, скрытое от исполнительного органа или его должностных лиц, как невидимая субстанция, вместе с тем проявляет свои правовые свойства и существенно влияет на административную деятельность, запуская механизм правового влияния; в более широком плане оно определяет и юридическое качество самого механизма правового регулирования отношений в области организации и деятельности публичной администрации.

Из простого наблюдения за процессом управления видно, что усмотрение связывается в большей степени с эмоциями, рассуждениями, выработанными подходами или принятыми решениями должностных лиц. Складывается впечатление, что государственный служащий лишь «подбирает» в каждом конкретном случае или ситуации «правильную» норму, которая, с его точки зрения, способна надлежащим образом урегулировать возникший спор или осуществить принадлежащее гражданину право. Иными словами, действует закон (правовая норма, положение, регламент, порядок), а субъект правоприменения только рационально выбирает наиболее подходящую в каждом конкретном случае правовую позицию; при этом он наилучшим образом интерпретирует закон, использует процессуальные или процедурные правила и делает наиболее успешный в складывающейся юридической ситуации выбор, например: а) обосновывает выдачу разрешения на строительство или лицензии; б) принимает решение о присуждении гражданину звания «Ветеран труда», основываясь на установленной процедуре и соответствии документов заявителя требованиям правовых актов; в) применяет менее строгое административное наказание за совершенное правонарушение или освобождает лицо от административной ответственности, проявляя сострадание, милость и справедливость к нему с учетом конкретных обстоятельств дела или личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Список литературы

1. Ильин А.В. Оспаривание административных актов / А.В. Ильин. Москва : Статут, 2024. 134 с.
2. Шестоперов О.М. Сокращение административных барьеров ведения предпринимательской деятельности путем кодификации и систематизации законодательства, регулирующего административные процедуры / О.М. Шестоперов, И.В. Калинина. Москва : ГрафДизайн, 2005. 77 с.
3. Шерстобоев О.Н. Критерии оценки административного усмотрения: вопросы теории, российский и зарубежный опыт / О.Н. Шерстобоев // Lex Russica (Русский закон). 2024. Т. 77. № 5. С. 118–123.
4. Шерстобоев О.Н. Дискреционные административные акты в судебной практике: сравнительно-правовой анализ / О.Н. Шерстобоев // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2024. № 5. С. 174–182.
5. Управленческие процедуры / Б.М. Лазарев, И.Ш. Муксинов, А.Ф. Ноздрачев [и др.] ; ответственный редактор Б.М. Лазарев. Москва : Наука, 1988. 272 с.
6. Тихомиров Ю.А. Современное публичное право : монографический учебник / Ю.А. Тихомиров. Москва : Эксмо, 2008. 448 с.
7. Соловей Ю.П. Принципы осуществления публичной администрацией дискреционных полномочий / Ю.П. Соловей // Административное право и процесс. 2018. № 7. С. 5–15.
8. Россинский Б.В. Управленческая природа административного усмотрения / Б.В. Россинский // Законы России: опыт, анализ, практика. 2024. № 2. С. 87–91.
9. Рихтер И. Судебная практика по административному праву : учебное пособие / И. Рихтер, Г.Ф. Шупперт. Москва : Юристъ, 2000. 604 с.
10. Попович С. Административное право. Общая часть / С. Попович. Москва : Прогресс, 1968. 541 с.
11. Матвеев С.П. Полицейское право : учебник для вузов / С.П. Матвеев. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2021. 269 с.
12. Курындин П.А. Надлежащая административная процедура как общий принцип административного права / П.А. Курындин // Российская юстиция. 2024. № 5. С. 48–56.
13. Курындин П.А. Беспристрастность: от принципа административного судопроизводства к общему принципу административного права / П.А. Курындин // Российский юридический журнал. 2023. № 4. С. 109–118.
14. Кононов П.И. О проекте федерального закона «Об административном производстве в Российской Федерации» / П.И. Кононов, А.И. Стахов // Журнал административного судопроизводства. 2017. № 3. С. 40–68.
15. Административные процедуры : учебное пособие / Э.П. Андрюхина, М.В. Анисифорова, Е.П. Забелина [и др.] ; ответственный редактор А.В. Сладкова ; автора предисловия и послесловия Д.И. Зайцев. Москва : Проспект, 2024. 328 с.
16. Иванов А.А. Проблемы публичного права России: взгляд со стороны / А.А. Иванов // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2017. № 2. С. 46–59.
17. Иванов А.А. Мы должны еще пройти этап кодификации в публичном праве: Интервью с А.А. Ивановым / А.А. Иванов // Закон. 2023. № 12. С. 8–14.
18. Зеленцов А.Б. Современные модели административно-процессуального регулирования: опыт сравнительно-правового исследования / А.Б. Зеленцов, О.А. Ястребов // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2022. № 3. С. 96–130.
19. Зайцев Д.И. Генеалогия административного усмотрения / Д.И. Зайцев // Сибирское юридическое обозрение. 2023. Т. 20. № 3. С. 272–284.
20. Должиков А. Конституционное право на мотивированное управление / А. Должиков, А. Васильева // Сравнительное конституционное обозрение. 2024. № 2 (159). С. 19–44.
21. Должиков А. «Почему? По кочану!»: принцип обоснованности в административном праве / А. Должиков, А. Васильева // Сравнительное конституционное обозрение. 2023. № 6 (157). С. 33–65.
22. Давыдов К.В. Современное состояние и перспективы развития российского законодательства об административных процедурах. Проект федерального закона «Об административных процедурах и административных актах в Российской Федерации» / К.В. Давыдов // Журнал адм
23. Давыдов К.В. Концепция административного акта в странах СНГ: сравнительно-правовой анализ / К.В. Давыдов // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2024. № 5. С. 150–158.
24. Давыдов К.В. Дискреция как правовой феномен: некоторые ошибки законодателя и правоприменителя (сравнительно-правовой аспект) / К.В. Давыдов // Ежегодник публичного права 2017: Усмотрение и оценочные понятия в административном праве. Москва : Инфотропик Ме
25. Давыдов К.В. Дискреция и ошибки законодателя / К.В. Давыдов // Журнал административного судопроизводства. 2017. № 2. С. 57–65.
26. Ведель Ж. Административное право Франции / Ж. Ведель. Москва : Прогресс, 1973. 512 с.
27. Бахрах Д.Н. Административное право России : учебник / Д.Н. Бахрах. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Эксмо, 2006. 358 с.
28. Арановский К.В. Правление права и правовое государство в соотношении знаков и значений : монография / К.В. Арановский, С.Д. Князев ; под редакцией Н.А. Сергеевой. Москва : Проспект, 2016. 256 с.

Остальные статьи