Сущность стимулирования и стимулирующих норм в налоговом праве определяется в качестве внутреннего режима, создаваемого государственным аппаратом, который реализуется, с одной стороны, в мерах поддержки, предоставления льгот активной части населения, совершающей положительные действия, выгодные как для членов социума, так и для властного аппарата в целом, а с другой стороны, — в скрытом стимулировании членов общества, а именно в воздержании от неправомерного поведения.
Ценность норм-стимулов в налоговом праве определяется как с точки зрения взаимодействий внутренней системы государственного аппарата с его частями, так и с позиции формальных отношений властного аппарата и социума. В части внутренней деятельности государственного аппарата особая значимость стимулирующих норм заключается в создании властным аппаратом механизма эффективного экономического управления посредством формирования у субъектов экономической деятельности мотива в рациональном экономическом развитии отдельной сферы.
Законодательное закрепление стимулирующих норм в налоговой сфере опирается на общие принципы, заложенные в финансовом праве. Собственно прямое закрепление норм-принципов института налогового стимулирования отсутствует. Можно выделить некоторые принципы, исходя из содержания и практики применения норм налогового законодательства. В то же время нормы-принципы составляют идеологию любого правового института и воздействуют на нормотворческую и правоприменительную практику. Делается вывод, что законодательное закрепление идеологии налогового стимулирования в нормах-принципах могло бы сформировать теоретико-методологическую базу, оказывающую влияние как на законодателя (федерального и регионального), так и на правоприменителя.