Достижение баланса интересов субъектов бюджетной деятельности в условиях бюджетно-правовых режимов
Аннотация
Анализ проблемы достижения баланса интересов в условиях режимно-правового бюджетного регулирования предполагает характеристику динамической природы интереса, что выражает не только природу цели, характер намерений в деятельности субъектов, но и непосредственную деятельность по возникновению, изменению или прекращению прав и обязанностей. Согласование интересов участников любой конструкции режимно-правового регулирования определяется системой участников данных правоотношений. В иерархии интересов общества — государства — субъекта Федерации — государственного органа — юридического лица и т.д. возможны и распространены варианты, когда интересы одного субъекта реализуются через осуществление интересов иных субъектов, что не исключает наличия самостоятельности интересов каждого. Баланс доходов и расходов как гарантия финансовой устойчивости предполагает рациональное соотношение между возможностями (выражающимися в бюджетных поступлениях) и потребностями (характеризующимися бюджетными расходами), сбалансированное соотношение между которыми — идеальный вариант, который в то же время предполагает и определенные отклонения (дефицит или профицит бюджета).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 02/2024 |
Страницы | 18-21 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-2-18-21 |
Реализация цели режимного регулирования возможна исключительно в результате действий участников соответствующего режима. Поведение же последних строится на основании достижения и реализации присущих им интересов. По мнению Ю.А. Тихомирова, «интерес в праве — это важнейший правообразующий и правореализующий фактор». По его мнению, непосредственно интерес раскрывается в государственной воле на основе того, что индивиды реализуют свою волю в виде государственной, придают ей в этой форме всеобщее выражение. Именно таким образом она и обретает форму закона.
Объективность категории интереса С.В. Михайлов связывает с двумя моментами: 1) интересы существуют на основе объективных потребностей субъекта; 2) интересы обусловлены общественными отношениями, которые сами по себе также имеют объективный характер. При этом важен акцент на активно динамической природе интереса, что выражает не только природу цели, характер намерений в деятельности субъектов, но и непосредственную деятельность по возникновению, изменению или прекращению прав и обязанностей. Подобное явление, имея общеродовой характер, предполагает детализацию методов, с помощью которых это осуществляется в зависимости от типа правового регулирования: частного или публичного.
При этом системность интересов в условиях бюджетно-правовых режимов предполагает не просто их согласование и учет, но и достижение определенного баланса. Превалирование интереса отдельного участника режимно-правового регулирования может дать положительный эффект на относительно короткий период времени и привести впоследствии к полному разрушению как всей системы интересов, так и конструкции режимно-правового регулирования в целом.