Налоговая льгота в системе юридического состава налога: теоретико-правовые подходы
Аннотация
Цель. В настоящее время все более спорной является проблема установления и использования налоговых льгот. В теории права и экономики особое внимание уделяется определению места налоговой льготы в юридическом составе налога. Данные обстоятельства указывают на необходимость анализа их правовой природы, а также определения в качестве элемента состава налога. В ходе исследования использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы: диалектический, системный, логический, анализа и синтеза, сравнительно-правовой и формально-юридический. Делаются выводы о том, что: а) в доктрине финансового и налогового права нет единства в определении названия группы элементов состава налога, куда могут входить налоговые льготы; б) определяющим при понимании места налоговых льгот в составе налога является не их название, а в целом наличие как элемента в связи с принципиальными основами налогообложения, заложенными еще А. Смитом. Научная и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что оно позволяет выявить дискуссионные вопросы при определении налоговой льготы как факультативного элемента состава налога, а также актуализирует теоретико-правовые разработки по данной теме и анализ современного правоприменения.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Юридическое образование и наука № 11/2025 |
| Страницы | 36-40 |
| DOI | 10.18572/1813-1190-2025-11-36-40 |
В настоящее время актуализируется проблема, связанная с установлением и использованием налоговых льгот, в связи с тем, что любое государство, с одной стороны, заинтересовано в пополнении бюджета обязательными платежами, а с другой — осознает необходимость смягчения налогового бремени для хозяйствующих субъектов, а также стимулирования определенных видов предпринимательской деятельности с учетом приоритетных направлений развития государственной политики.
В соответствии с налоговым законодательством необходимо учитывать тот факт, что в основе налогообложения заложен принцип определенности, в соответствии с которым налог должен состоять из определенных его элементов, которые закладываются изначально законодателем, только при наличии всех элементов считается установленной государством обязанность по уплате налоговых платежей.
Следует иметь в виду, что отсутствие ясности и конкретности в нормах налогового законодательства может способствовать совершению правонарушений или введению в заблуждение, в частности, в виде уклонения от уплаты налоговых платежей и действий (бездействия), с ними связанных, со стороны налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также в расширительном толковании налогового законодательства со стороны налоговых органов.
Положения налогового законодательства о четкости, ясности, определенности налога находят отражение и в практике Конституционного Суда РФ, указывающего на то, что перечисленные налоги должны быть определены таким образом, чтобы налогоплательщик понимал алгоритм своих действий и их целесообразность. Кроме того, должен быть четко установлен субъектный состав плательщиков налога, а также иных элементов, не позволяющих произвольного толкования и применения норм налогового права, поскольку в противном случае налог считается неустановленным.
Исходя из того, что теоретики и практики осознают необходимость четкой структуры налога, в научной среде периодически возникают обсуждения ее правовой природы.
