Зарубежный опыт финансово-правового регулирования территориальных преференциальных режимов
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению зарубежного опыта правового регулирования территориальных преференциальных режимов. Наибольший упор в статье делается на выявление ограничений, в том числе обусловленных принципами построения налоговой системы государства, а также взятых на себя международных обязательств. В качестве примеров для анализа выбрано несколько стран, имеющих опыт создания территориальных преференциальных режимов, а также входящих в различные международные объединения. В статье также анализируются выводы исследования о негативном опыте применения преференциальных режимов в развивающихся странах и его причинах.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 02/2024 |
Страницы | 11-14 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-2-11-14 |
Сегодня в мире существует огромное многообразие зон, на территории которых могут действовать разнообразные преференциальные правила. Так, например, по данным ООН, в мире насчитывалось более 5400 специальных экономических зон на начало 2019 г., хотя еще до 60-х годов прошлого века они не оказывали существенного влияния на мировую экономику и их количество было незначительно.
Вместе с тем ввести единое обозначение для всех этих территорий является крайне затруднительной задачей, поскольку даже в рамках одной страны или объединения стран могут быть разные зоны с одинаковыми или разными названиями, с существенными или несущественными различиями, которые в большей степени обусловлены целями их создания, а не особенностями правого регулирования, поэтому в разных исследованиях можно наблюдать попытки выработки собственных наименований и определений. В нашем же исследовании мы будем использовать термин «территориальные преференциальные режимы», чтобы обозначить главные особенности, а именно действие преференций в связи с установлением особого правового режима, имеющего территориальные ограничения. Преференции также могут быть разнообразными и включать в себя не только меры непосредственного финансового стимулирования (налоговые льготы, бюджетные субсидии и инвестиции и т.д.), но и меры, направленные на снижение административных барьеров, снятие ограничений и т.д. Однако в рамках исследования мы сознательно остановимся только на финансово-правовых вопросах, поскольку многообразие мер, направленных на снижение административных барьеров, может быть обусловлено особенностями правовой системы в конкретном государстве или объединении государств.