Налоговые расходы как правовая категория
Аннотация
В статье критически оценивается введение в законодательство категории «налоговые расходы». Автор раскрывает особенности ее содержания, определяя данную категорию как экономико-правовую, соподчиненную в системе финансового права. Делается вывод о том, что определение «налоговые расходы» требует доработки, поскольку слабо ориентирует правоприменителей при идентификации преференций, которые квалифицируются как налоговые расходы с соответствующими правовыми последствиями.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 01/2024 |
Страницы | 15-19 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-1-15-19 |
Среди основных признаков финансового права Е.Ю. Грачева обоснованно выделяет «тесную взаимосвязь, в отличие от многих иных отраслей права, с экономикой». Вот почему, рассматривая финансово-правовые категории, мы неизбежно погружаемся в мир синтеза наук, что влияет на содержание («чистоту») юридических конструкций, не свободных от экономики. Так случилось и с налоговыми расходами бюджета, концепцией, которая реализуется в Российской Федерации с 2018 г. Одним из побудительных мотивов к переменам была потребность в упорядочении налоговых льгот, которая неоднократно признавалась исследователями, став своего рода «притчей во языцех» финансового права.
Если прямые бюджетные расходы ограничиваются периодом действия закона о бюджете либо государственной программы, являются объектом учета и тщательной оценки, то налоговые льготы, определенные в Налоговом кодексе РФ (далее — НК РФ) как «преимущества» по сравнению с другими налогоплательщиками, серьезно влияя на бюджетные показатели, «живут» более свободно, в большинстве случаев имея бессрочный характер.