Значение структурно-функционального анализа для формирования понятийного аппарата права социального обеспечения
Аннотация
Проведенный 20 сентября 2023 г. Центром трудового права и права социального обеспечения МГУ им. М.В. Ломоносова круглый стол, посвященный проблемам понятийного аппарата права социального обеспечения, показал актуальность вопросов, связанных с отраслевыми понятиями. К ним относятся и формирование определений понятий, и использование особого терминологического аппарата. На заседании круглого стола были высказаны мнения ведущих ученых-юристов и известных экономистов, изучающих вопросы социального обеспечения, которые будут отражены в последующих публикациях. В данной статье автор обращает внимание на значимость правильного и точного понимания не только общих ключевых и родовых понятий права социального обеспечения, но и понятий самого первого уровня системы права социального обеспечения: конкретных пенсий, пособий, иных видов обеспечения, поскольку именно они изначально формируют представление о социальном обеспечении. Понятия анализируются с позиции системности отрасли и с учетом правил структурно-функционального анализа.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Социальное и пенсионное право № 01/2024 |
Страницы | 10-15 |
DOI | 10.18572/2070-2167-2024-1-10-15 |
Значимость понятийного аппарата для права социального обеспечения является ничуть не меньшей, чем для иных отраслей права, и даже в некоторых случаях большей. Это обусловлено тем, что право социального обеспечения является относительно молодой отраслью права, границы предмета которой четко не определены. Исходя из этого, любые изменения ключевых понятий и их соотношений между собой окажут непосредственное влияние на предмет и отраслевой метод правового регулирования. Это вызывает необходимость очень взвешенного подхода к определению таких понятий, как «социальное обеспечение», «социальная защита», «социальная помощь», и их последующих корректировок. О соотношении данных понятий писали М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова, большое внимание данным вопросам уделял В.Ш. Шайхатдинов. Значимость категории «государственная социальная помощь», как вида социального обеспечения и организационно-правовой формы, была обоснована Е.Е. Мачульской. Можно привести в качестве примера и иные работы ученых, на основе которых формировалось представление о предмете права социального обеспечения и в советское, и в непростое постсоветское время. Наряду с этим необходимо заметить, что любые невыверенные изменения архитектуры отрасли права могут привести к необратимым последствиям.
Нужно отметить, что в теории права социального обеспечения сложилась достаточно устоявшаяся и обоснованная концепция, согласно которой «социальная защита» является более широкой категорией, чем социальное обеспечение, более того, средства социальной защиты не исчерпываются только мерами, предусмотренными нормами права социального обеспечения, осуществление социальной защиты возможно и нормами иных отраслей права. Межотраслевой характер социальной защиты и взаимодействие норм различных отраслей права в отношении уязвимых групп лиц достаточно ярко проявляются в отношении работающих лиц, имеющих малолетних детей. В частности, такие формы социальной защиты, как отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, регулируются нормами трудового законодательства. В свою очередь, обеспечение пособиями лиц, находящихся в данных отпусках, осуществляется правом социального обеспечения. Также следует учитывать, что такая форма социального обеспечения, как материнский (семейный) капитал, представляет собой вид социального обеспечения с четко определенной отраслевой принадлежностью, но льготная ипотека и иные кредиты, связанные с улучшением жилищных условий, которые являются основной целью вложения материнского капитала, основаны на нормах гражданского права. Несмотря на разную отраслевую принадлежность, меры, предусмотренные правом социального обеспечения, а также трудовым и гражданским правом с учетом их отраслевой специфики, имеют общую цель, направленную на социальную защиту индивидов. Необходимо согласиться с мнением о том, что социальное обеспечение, как отрасль права, полностью посвящено вопросам социальной защиты, но полное отождествление этих двух понятий является неприемлемым, на что указывается также и в документах международных организаций, включая организации самого высокого уровня.