Дата публикации: 05.12.2024

К вопросу о налогово-правовом стимулировании в Российской Федерации

Аннотация

Сущность стимулирования и стимулирующих норм в налоговом праве определяется в качестве внутреннего режима, создаваемого государственным аппаратом, который реализуется, с одной стороны, в мерах поддержки, предоставления льгот активной части населения, совершающей положительные действия, выгодные как для членов социума, так и для властного аппарата в целом, а с другой стороны, — в скрытом стимулировании членов общества, а именно в воздержании от неправомерного поведения. Ценность норм-стимулов в налоговом праве определяется как с точки зрения взаимодействий внутренней системы государственного аппарата с его частями, так и с позиции формальных отношений властного аппарата и социума. В части внутренней деятельности государственного аппарата особая значимость стимулирующих норм заключается в создании властным аппаратом механизма эффективного экономического управления посредством формирования у субъектов экономической деятельности мотива в рациональном экономическом развитии отдельной сферы. Законодательное закрепление стимулирующих норм в налоговой сфере опирается на общие принципы, заложенные в финансовом праве. Собственно прямое закрепление норм-принципов института налогового стимулирования отсутствует. Можно выделить некоторые принципы, исходя из содержания и практики применения норм налогового законодательства. В то же время нормы-принципы составляют идеологию любого правового института и воздействуют на нормотворческую и правоприменительную практику. Делается вывод, что законодательное закрепление идеологии налогового стимулирования в нормах-принципах могло бы сформировать теоретико-методологическую базу, оказывающую влияние как на законодателя (федерального и регионального), так и на правоприменителя.




Финансовое стимулирование позитивных решений и действий юридических и физических лиц в интересах государства и общества является важным рычагом воздействия законодателя на общественные отношения. Значимой частью такого стимулирования является гибкая система налогообложения, позволяющая обеспечивать наполнение бюджета, а также реагировать на запросы общества (вводить льготы и преференции в отношении отдельных налогоплательщиков). Игнорирование таких запросов (например, установление дифференцированной ставки НДФЛ) способно уменьшить степень доверия граждан к властным институтам. Оперативное принятие решений по введению налоговых льгот способно стимулировать хозяйствующие субъекты к более активной деятельности, а ужесточение налоговой политики – стимулировать корректировку принимаемых решений.

Активность законодателя в области налогового стимулирования определяется потребностями экономики, но нельзя не учитывать и фактор социального благополучия населения. В этом чувствительном вопросе важен баланс публичных и частных интересов. Налоговое стимулирование позволяет достигать его достаточно оперативно при условии своевременного реагирования на возникающие вызовы.

Налоговое стимулирование следует рассматривать как процесс предоставления отдельным категориям налогоплательщиков преимуществ в виде мотивационных налоговых мер, побуждающих участников налогово-правовых отношений достигать результаты, обозначаемые общей налоговой политикой государства (как части финансовой политики).

Рассматриваемое стимулирование (налогово-правовое) представлено в научной литературе с разных сторон. Оно понимается как правовое средство, побуждающее налогоплательщика к правомерному поведению в сфере налогообложения; как институт налогового права; как способ воздействия с помощью норм права на налогоплательщика в целях побуждения к правомерным действиям.

Понимание налогово-стимулирующих норм как правового средства, побуждающего налогоплательщиков к правомерному поведению в сфере налогообложения не исключает их трактовку как института налогового права, нормы которого мотивируют юридические и физические лица к совершению позитивных действий. Например, в рамках проводимой налоговой реформы с 2025 года предоставляется налоговый вычет за сдачу норм ГТО и прохождения диспансеризации.

Список литературы

1. Абдреев Т.И. Актуальные направления надзора за исполнением законов в налоговой сфере в условиях новых вызовов / Т.И. Абдреев, А.Д. Исхаков // Налоги. 2022. № 3. С. 31–34.
2. Беликов Е.Г. Проблемы финансово-правового обеспечения развития Российской Федерации как социального государства : диссертация доктора юридических наук / Е.Г. Беликов. Саратов, 2016. 534 с.
3. Лайченкова Н.Н. Стимулы в налоговом праве : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Н.Н. Лайченкова. Саратов, 2007. 26 с.
4. Нигметзянов А.А. Государственное финансовое стимулирование: понятие и сущность / А.А. Нигметзянов // Финансовое право. 2024. № 3. С. 2–5.
5. Нигметзянов А.А. Принципы государственного финансового стимулирования / А.А. Нигметзянов // Финансовое право. 2024. № 6. С. 2–5.
6. Нигметзянов А.А. Стимулирование как метод позитивного воздействия на личность / А.А. Нигметзянов // Вестник Евразийской академии административных наук. 2022. № 4 (61). С. 56–58.
7. Правовые основы налогового контроля и прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах / Т.И. Абдреев, А.Д. Исхаков, А.А. Нигметзянов. Казань : ЮрЭксПрактик, 2022. 134 с.
8. Экономическое право : учебник / под научной редакцией Н.С. Бондаря. Москва : Проспект, 2021. 352 с.

Остальные статьи