В статье рассматривается соотношение идеи конституционализма и конфуцианства в странах с разными политико-правовыми традициями. Проведено сравнение понимания конституционализма и конфуцианства на примере азиатских стран: в Японии, в Южной Корее и на Тайване (Китай).
Устанавливается различие в понимании прав человека в восточной и западной традиции. Выявляется тенденция к сохранению и культивированию традиционных ценностей на исторических примерах стран «ареала иероглифа». Показывается схожесть концепций конституционализма и конфуцианства на примере сравнения ритуала «Ли» и принципа соблюдения процедуры, как сополагающего аспекта права, а также сравнения человеколюбия «Жень» с «презумпцией конституционности». На основании анализа очерчивается модель конфуцианского конституционализма с учетом отношения к западной концепции разделения властей, отношения к судебной защите и прав человека.
В первой части статьи анализируется понятие конституционализма, во второй — учение Конфуция, выделяются основные их составляющие. Автор раскрывает общие подходы к пониманию «азиатских ценностей» и роли конфуцианства в их формировании. Устанавливается влияние традиционных национальных ценностей на внедрение конфуцианства и западных правовых институтов.
В третьей части проводится историко-правовое сравнение распространения концепций западного конституционализма и конфуцианства. В четвертой части рассматривается модель конфуцианского конституционализма.
В заключение автор делает вывод об определенной схожести двух концепций, которое способствовало внедрению конституционализма в страны с укоренившимися идеями конфуцианства, и допустимости сохранения конституционной идентичности в странах Восточной Азии. Основным концептуальным расхождением автор видит отсутствие в конфуцианской этике «трансцендентного закона», заменяемого чувством долга.
Основываясь на формирующихся плюралистических концепциях к пониманию конституционализма, автор делает вывод, что отход от отдельных положений «классического» конституционализма в пользу других концепций, учитывающих национально-культурные особенности, может быть обоснован. Однако такой уклон не должен приводить к утрачиванию основного смысла и «духа» идеи конституционализма.