В настоящее время категория суверенитета, имеющая системообразующий, базовый характер для понимания и существования права и государства, подвергается серьезным испытаниям. Геостратегический конфликт, обозначивший столкновение между философиями глобальной гегемонии и многополярного мира, по сути разворачивается вокруг принципа суверенного равенства государств. Вместе с тем государственный суверенитет, являющийся свойством (атрибутом) государства, нуждается в институциональных и иных правовых механизмах его эффективного гарантирования и реализации. При этом суверенитет не может быть сведен к сумме предметных полномочий (предметно-отраслевых профилей): хотя суверенность государственной власти сущностно и содержательно проявляется в том числе в них, но ими не исчерпывается. Осмысление суверенитета не может замыкаться только в пространстве юриспруденции, но объективно необходимая междисциплинарность должна обеспечиваться организующей логикой именно юридического подхода (а не в противовес ему). Суверенитет должен раскрываться в историческом и социокультурном национальном контексте, исходя из понимания его взаимосвязи с представлением о свободе в российской среде, где свободная и ответственная самореализация граждан сопряжена с благом Отечества и соответствующими публично-политическими традициями, включая консолидирующую роль главы государства, симфонию властей. Одним из определяющих для обеспечения суверенитета России является идейно-смысловой, ценностно-мировоззренческий фактор, связанный с патриотической ориентацией науки и системы образования.