Конституционная идентичность и ее реституция: опыт Индии, Пакистана и Бангладеш в контексте концепции restorative constitutionalism
Аннотация
Статья посвящена анализу процессов конституционной реституции в Индии, Пакистане и Бангладеш через призму концепции restorative constitutionalism (Д. Ландау, Р. Диксон). Рассматриваются ключевые судебные решения, в которых органы конституционного контроля стремились восстановить утраченные элементы конституционной идентичности и вернуться к первоначальному замыслу создателей конституции. Теоретической основой исследования выступает сочетание restorative constitutionalism и теории конституционной дисгармонии Г.Дж. Якобсона. В статье показано, что судебная власть в условиях политической нестабильности становится хранителем «конституционной памяти», обеспечивая защиту демократических основ и верховенства права.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 10/2025 |
| Страницы | 48-51 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-10-48-51 |
Проблема конституционной устойчивости и сохранения идентичности конституции приобретает особое значение для тех государств Глобального Юга, чьи политико-правовые системы находятся в состоянии постоянной трансформации. Военные перевороты, частые конституционные реформы и борьба между парламентом и судебной властью приводят к необходимости поиска механизмов защиты основополагающих принципов конституционного строя. Необходимо отметить, что проблема устойчивости конституционной идентичности не может быть адекватно понята в рамках только позитивистского анализа текста конституции. Современная доктрина конституционного права требует учета динамики — взаимодействия формальных норм, политических процессов и культурных контекстов. В этой связи продуктивным представляется синтез трех концепций: конституционной идентичности, конституционной дисгармонии и restorative constitutionalism. Такой подход позволяет выйти за пределы описательного уровня и предложить целостное объяснение механизмов сохранения и восстановления конституционного порядка.
Категория конституционной идентичности все более прочно закрепляется как ключевая в российской и зарубежной доктрине конституционного права. Она выражает стремление государств сохранить фундаментальные основы своего конституционного строя и противостоять внешним и внутренним вызовам — от процессов глобализации до кризисов политической власти. В отличие от традиционного позитивистского подхода, рассматривающего конституцию как статичный текст, концепция идентичности отражает ее внутреннее ценностное и институциональное ядро, обеспечивающее преемственность и уникальность национального конституционализма. Конституционная идентичность выступает динамичным, постоянно реструктурируем феноменом. Именно в связи с этой ее особенностью (выраженной динамичностью) возникает вопрос: каким образом конституционная система сохраняет саму себя, несмотря на все изменения и кризисы?
Ответ на этот вопрос во многом дает концепция конституционной дисгармонии, разработанная Г.Дж. Якобсоном. Согласно этой теории конституция никогда не пребывает в состоянии совершенной гармонии. Напротив, ее существование определяется напряжением между текстом и практикой, между формальным замыслом учредительной власти и политической реальностью. Это напряжение не является слабостью конституционного порядка, а напротив — источником его развития и эволюции.
Конституционная дисгармония неизбежна, поскольку любая конституция сталкивается с вызовами изменяющейся социальной среды. Однако именно в моменты обострения дисгармонии возникает потребность в институтах, способных восстановить баланс и предотвратить разрушение конституционной идентичности. В данном контексте концепция Якобсона стыкуется с идеями restorative constitutionalism, предлагающими механизм преодоления кризисов посредством судебной интервенции.
