Конфуцианство и конституционализм
Аннотация
В статье рассматривается соотношение идеи конституционализма и конфуцианства в странах с разными политико-правовыми традициями. Проведено сравнение понимания конституционализма и конфуцианства на примере азиатских стран: в Японии, в Южной Корее и на Тайване (Китай). Устанавливается различие в понимании прав человека в восточной и западной традиции. Выявляется тенденция к сохранению и культивированию традиционных ценностей на исторических примерах стран «ареала иероглифа». Показывается схожесть концепций конституционализма и конфуцианства на примере сравнения ритуала «Ли» и принципа соблюдения процедуры, как сополагающего аспекта права, а также сравнения человеколюбия «Жень» с «презумпцией конституционности». На основании анализа очерчивается модель конфуцианского конституционализма с учетом отношения к западной концепции разделения властей, отношения к судебной защите и прав человека. В первой части статьи анализируется понятие конституционализма, во второй — учение Конфуция, выделяются основные их составляющие. Автор раскрывает общие подходы к пониманию «азиатских ценностей» и роли конфуцианства в их формировании. Устанавливается влияние традиционных национальных ценностей на внедрение конфуцианства и западных правовых институтов. В третьей части проводится историко-правовое сравнение распространения концепций западного конституционализма и конфуцианства. В четвертой части рассматривается модель конфуцианского конституционализма. В заключение автор делает вывод об определенной схожести двух концепций, которое способствовало внедрению конституционализма в страны с укоренившимися идеями конфуцианства, и допустимости сохранения конституционной идентичности в странах Восточной Азии. Основным концептуальным расхождением автор видит отсутствие в конфуцианской этике «трансцендентного закона», заменяемого чувством долга. Основываясь на формирующихся плюралистических концепциях к пониманию конституционализма, автор делает вывод, что отход от отдельных положений «классического» конституционализма в пользу других концепций, учитывающих национально-культурные особенности, может быть обоснован. Однако такой уклон не должен приводить к утрачиванию основного смысла и «духа» идеи конституционализма.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Журнал Конституционного правосудия № 04/2024 |
Страницы | 31-38 |
DOI | 10.18572/2072-4144-2024-4-31-38 |
Введение
В настоящее время получила дополнительный толчок длящаяся дискуссия об универсальности идеи конституционализма. В последние годы наблюдается тенденция отхода от концепции глобализации и возвращение приоритета национальных особенностей и традиций. С учетом этой тенденции крайне интересен вопрос сохранения или же возможного преображения идеи западного понимания конституционализма, чьей основной особенностью является потенциальная универсальность применения.
Как отмечает профессор М. Лохлин: «Конституционализм — это принципы разделения властей, независимости судебной власти, уважения прав человека, гарантии соблюдения норм конституции. В современном понимании нормы конституции будут отражать идею конституционализма, если в них будет прописано ограничение власти не только с точки зрения ее полномочий, но и в контексте формирования необходимых правовых процедур».
Ученые-конституционалисты, представители западной школы, настаивают на универсальности самой идеи конституционализма, в то же время конституционалисты из стран так называемого «Глобального Юга и Востока» пытаются сформулировать свое понимание идеи конституционализма.
Так, в литературе встречаются попытки осмысления и выработки следующих форм конституционализма.