Достойная жизнь в идеологии российского конституционного строя
Аннотация
Стереотипное представление о категории достойной жизни связывает ее с социально-распределительными отношениями, придавая ей роль интегрированного нормативного показателя определенного уровня социально-экономического положения человека. Нередко это сопровождается ассоциациями с государственным попечением о материальном благополучии. Усматривая в этом редукцию, автор выдвигает гипотезу о принципиально ином по объему и глубине охвата значении данной категории, которая в свете социокультурных начал российского конституционализма может быть отнесена к его сущностным характеристикам, выражает идеологическую формулу конституционного строя — достойная жизнь в суверенном Отечестве. Раскрывая эту позицию, автор намечает линии обоснования достойной жизни за рамками функционального понимания социальной государственности, в том числе применительно к институционализации самой свободы человека и ее наполнению позитивным смыслом.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 03/2025 |
Страницы | 4-9 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-3-4-9 |
Коренным вопросом современной отечественной юриспруденции является раскрытие ценностно-смыслового (идеологического) содержания российской государственности, определяющего как идейно-мировоззренческие, так и все иные, в том числе организационные, функциональные, пространственно-территориальные, аспекты аутентичного конституционного развития. Существенно необходимо в этом плане свободное от схематизма и согласованное с национальным социокультурным контекстом предметное осмысление конституционной категории достойной жизни, имея в виду (по меньшей мере как повод), что в политико-стратегическом видении обустройства российской государственности в ее безопасных перспективах «гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека» намечается исходным основанием, условием формирования справедливого общества и процветания России и приобретает, по существу, признаки того, что допустимо охарактеризовать как национальную идею (достойная жизнь в суверенном Отечестве).
Имея стереотипное социально-распределительное измерение, связанное с равной защищенностью человека от жизненных потрясений и невзгод, но и в этом смысле еще не получившая «не только надлежащего практического воплощения, но и адекватного… значимости теоретического осмысления», в том числе с позиции соотношения юридических и фактических индикаторов, категория достойной жизни вместе с тем едва ли должна сводиться только к отношениям вспомоществования (независимо от широты трактовки), затрагивает сущностные характеристики российского правопорядка и методологии познания правовой природы человека в отечественной среде.
Отправным при формировании более широкого (надсоциального) представления о достойной жизни может служить замечание о том, что само право, обращенное со своими внешними формальными условностями к самому главному и существенному в жизни индивида и всего социума — свободе, справедливости, равенству, призвано определять абсолютно необходимые условия достойной человека жизни всех и каждого. В этом изводе ценность права — и инструментально-функциональная, и субстантивная — меряется и обусловливается по достойности жизни, тогда как бесправие, произвол (не в смысле только выведения воли из-под закона, но и непризнания волей закона над собой) — антипод достойности.
При определении характеристик категории достойной жизни в российском правопорядке важно прежде всего опираться на подходы и положения, вытекающие из соответствующей формулы, содержащейся в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Идейно-нормативный потенциал этого правоположения нуждается в обстоятельном анализе.
Прежде всего стоит отметить, что Конституция РФ не сводит достойную жизнь к атрибутам (или показателям) только социально-функциональной направленности Российского государства, как и сам признак достойности — лишь к некоторым отдельным аспектам жизни человека, связанным именно с социально-экономическим благополучием. Речь идет о позиционировании и институционализации как таковой российской государственности в ее принадлежности к определенному цивилизационно-историческому социально-солидарностному типу и с охватом всего многообразия элементов, составляющих общее качество государственно организованного общества: не только собственно публично-властных (тем более аппаратно-бюрократических), но и социально-экономических, духовно-культурных и иных аспектов обеспечения жизни и деятельности объединенных в народ сограждан.