В настоящей статье исследуется проблема искажения принципа народного представительства в социальном государстве на примере четырех государств — России, Казахстана, Украины и Молдовы. В указанных государствах президент непосредственно управляет социальной политикой, определяет ее направления, шаги, в некоторых случаях — конкретные размеры мер социальной поддержки. Прямое регулирование президентом всей социальной политики с помощью различных инструментов приводит к тому, что социальные ожидания избирателей и народа в целом связываются непосредственно с главой государства, а не представительным органом. В данном материале автор выдвигает гипотезу: полное управление президентом социальной политикой приводит к подмене президентом принципа народного представительства. Президент получает возможность формировать не только собственную социальную и электоральную базу, но и группы населения, которые непосредственно зависимы от его решений. Социальная политика главы государства становится инструментом последующей легитимизации любых государственных решений президента, включая преодоления ограничения каденций.