30 лет Парламенту России
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития парламентаризма в России в свете 30-летнего юбилея Федерального Собрания Российской Федерации. Исследуются отдельные ключевые аспекты деятельности Парламента, задачи и перспективы совершенствования его работы, которые связаны с развитием конституционно-правового статуса депутата, сенатора; ролью и значением Парламента в единой системе публичной власти, в системе взаимодействия с Правительством России; возможностью повышения качества законодательной деятельности. Предлагается законодательно развить положение о взаимодействии депутата с избирателями, возможности направления ими предложений по повестке встреч с народными избранниками. Уделяется внимание возможности пересмотра законодательных актов советского периода, исполнение которых фактически невозможно.
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 08/2024 |
Страницы | 8-11 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-8-8-11 |
В прошлом, 2023 г. Российский Парламент отмечал свой 30-летний юбилей. По историческим меркам это совсем небольшой срок, но за этот период в России произошли существенные конституционные реформы. Российский парламентаризм за короткий срок прошел эволюционный путь развития, который проходят многие парламенты мира в течение столетий.
Юбилейная дата позволяет подвести итоги развития парламентаризма в России, определить проблемы и перспективы развития народовластия в нашей стране.
Первые выборы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации (далее — Парламент) состоялись 12 декабря 1993 г., в этот же день на референдуме была принята Конституция России.
Работа Парламента первого созыва имела свои особенности, закрепленные в п. 7–9 разд. II «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации. Срок полномочий обеих палат Парламента России первого созыва составлял два года, обе палаты формировались путем избрания депутатов в порядке прямого голосования. В научной литературе это объясняется невозможностью в тех условиях реализовать положение ч. 2 ст. 95 Конституции России о формировании Совета Федерации путем представительства от представительного и исполнительного органа государственной власти каждого субъекта Федерации, поскольку органы народного представительства в субъектах России были распущены указами Президента. Сокращенный срок полномочий палат Парламента был обусловлен политическими процессами, в том числе предстоящими выборами Президента России в 1996 г.
За годы работы Парламента России многократно менялся порядок выборов в Государственную Думу: от смешанной избирательной системы (сочетание пропорциональной и мажоритарной избирательной системы) до пропорциональной избирательной системы, затем снова возвращения к смешанной системе. Время и практика показали, что обеспечение баланса народовластия возможно путем сочетания пропорциональной избирательной системы, которую можно назвать «партийной системой», так как выдвижение кандидата в депутаты и последующее распределение депутатских мандатов связано с политической партией, и мажоритарной избирательной системы, которая позволяет реализовать самовыдвижение кандидата в депутаты. Справедливы утверждения профессора В.В. Комаровой, что в понятие «выборы» включаются действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти на всех стадиях избирательного процесса. В этой связи выборы, сопряженная с ними избирательная система России видоизменялись многократно с 1990-х годов. В результате этого сформировалась существующая смешанная избирательная система, отвечающая принципам демократии.