Дата публикации: 23.05.2024

«Безопасность» или «охрана» труда как основа построения законодательства о защите жизни и здоровья работников

Аннотация

Проводится сравнительный анализ категорий «безопасность труда» и «охрана труда» как фундаментальной основы формирования норм трудового права. Международная организация труда считает приоритетным понятие «безопасность и гигиена труда». В России трудовое право формировалось с использованием базового понятия «охрана труда». Трудовой кодекс РФ понимает безопасность труда чересчур узко — только как защиту лиц, работающих в особых условиях. Признаются ошибочными предложения ученых о замене в нормах ТК РФ понятия «охрана труда» на «безопасность труда». В интересах расширения границ защиты прав работников предложено законодательно признать безопасность и охрану труда совпадающими понятиями и на этой основе строить регулирование трудовых отношений.




Как известно, определяющим началом при построении или последующем развитии отдельного правового института и правовой системы в целом является правильный выбор понятийного аппарата, который будет использоваться при разработке правовых предписаний и их последующем применении. В отрасли трудового права, имеющей особое социальное значение, основные понятия важны не просто для установления правил поведения, но в значительной степени для реализации ее основной функции — защиты прав и интересов работников. Между тем большинство использованных в Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ) основных правовых категорий, в том числе в сфере защиты жизни и здоровья работников, многие годы критикуются в научной литературе.

Г.В. Хныкин не раз советовал российскому законодателю бережно относиться к базовым началам построения закона, начиная с основных понятий и определений трудового права. С учетом новой редакции ст. 209 ТК РФ от 2021 г. нельзя полностью не согласиться с его мнением о стихийности понятийного аппарата разд. X ТК РФ, в том числе дополненного категорией «безопасные условия труда», но вопросы в этой части, безусловно, остаются.

Основными системообразующими правовыми понятиями в обеспечении жизни и здоровья работников являются «безопасность труда» и «охрана труда». Все остальные институты, подинституты, нормы права и соглашения формулируются и конструируются на основе этих категорий. Несмотря на то, что соотношение этих понятий, состояние и перспективы их использования в современной России имеют принципиальное значение, исследование этих аспектов трудового права пока ограничивается лишь несколькими публикациями в периодических изданиях.

В системе международного трудового права указанные категории и связанные с ними отношения регламентированы следующими актами: Конвенция № 155 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (22 июня 1981 г.); Конвенция № 187 Международной организации труда «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (15 июня 2006 г.); Декларация МОТ «Сеульская декларация по безопасности и гигиене труда» (29 июня 2008 г.). Эти документы в том числе предусматривают комплекс универсальных мероприятий по обеспечению безопасности труда работников. Отраслевые особенности безопасности труда предусмотрены: Конвенцией № 176 МОТ «О безопасности и гигиене труда на шахтах» (22 июня 1995 г.); Конвенцией № 184 МОТ «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве» (21 июня 2001 г.); Конвенцией МОТ № 167 «О безопасности и гигиене труда в строительстве (20 июня 1988 г.).

Проведенный нами сравнительный анализ положений российского трудового права и названных актов МОТ о безопасности и гигиене труда, а также их исследование, представленное в работах Л.В. Серегиной, указывают на то, что для международного трудового права понятие охраны труда, однозначно, не является приоритетным. Кроме того, структура и содержание безопасности труда по актам МОТ объективно шире структуры охраны труда, регламентированной нормами российского трудового права. Это становится ясно из детализированного перечня мер, представленных в Энциклопедии МОТ по безопасности и гигиене труда. Трудовое право РФ «сужает понятие безопасности труда до безопасности средств производства и производственных процессов, психологический компонент производственной среды игнорируется, а на работодателя не возлагается обязанность формировать комфортную и безопасную производственную среду».

Список литературы

1. Головина С.Ю. Конституционные принципы и права в сфере труда и их конкретизация в трудовом законодательстве России / С.Ю. Головина // Российский юридический журнал. 2015. № 1. С. 132–145.
2. Кирсанов Р.В. Правовые нормы об обеспечении здоровых и безопасных условий труда: вопросы терминологии / Р.В. Кирсанов // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 1. С. 10–12.
3. Кульбовская Н.К. Государственное управление охраной труда / Н.К. Кульбовская // Трудовое право. 2006. № 7. С. 31–37.
4. Петров А.Я. Безопасность и гигиена труда: правовые новации / А.Я. Петров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. № 2. С. 14–19.
5. Петров А.Я. Законопроект Минтруда РФ России по вопросам охраны труда: что не учтено его разработчиками / А.Я. Петров // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. № 1. С. 17–21.
6. Петров А.Я. Охрана труда: раздел Х ТК РФ нуждается в кардинальных и срочных поправках / А.Я. Петров // Российская юстиция. 2015. № 11. С. 26–29.
7. Пряженников М.О. Правовая защита личных прав работника в международных стандартах труда и трудовом законодательстве стран ЕАЭС / М.О. Пряженников // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 6. С. 99–113.
8. Серегина Л.В. Право на безопасный труд с учетом вызовов научно-технологического развития Российской Федерации / Л.В. Серегина // Журнал российского права. 2020. № 6. С. 79–94.
9. Хныкин Г.В. Принципы и гарантии трудового права: состояние и проблемы реализации / Г.В. Хныкин // Трудовое право в России и за рубежом. 2021. № 1. С. 3–4.

Остальные статьи