Цель. Право собственности и его защита являются основными элементами экономических систем, определяющими их форму. Существование института собственности и его эффективная защита служат одним из главных условий формирования и развития рыночной экономики, поскольку они обусловливают желание отдельных субъектов сохранять и приумножать материальные ресурсы. Поэтому право собственности, его уважение и защита являются основополагающими для развития каждого государства, обусловливают существование и соблюдение свободы предпринимательства. В экономической системе, где нет права собственности, трудно говорить о свободе. Свобода и собственность тесно связаны между собой, и одно обусловливает существование другого, поэтому составной частью наиболее продуктивных мер экономической свободы является защита права собственности. Именно этим объясняется непрерывный интерес к теме защиты права собственности со стороны представителей юридической науки. Анализ действующего законодательства, правовой доктрины и судебной практики свидетельствует о том, что в настоящее время не сформирована четкая позиция относительно понимания термина «защита права собственности», критериев его отграничения от смежных понятий. Целью исследования выступает анализ современных научных и практических подходов к решению вопроса о защите права собственности в Российской Федерации. Методология: диалектика, синтез, дедукция, системноструктурный анализ, логико-юридический метод, метод сравнительного правоведения. Выводы. Законодательное регулирование защиты права собственности в Российской Федерации не является совершенным. Так, в ч. 1 ст. 35 Конституции РФ упоминается лишь охрана права частной собственности, которая характерна для отраслей публичного, а не частного права. Про частноправовую защиту, регламентируемую нормами Гражданского кодекса РФ, в ч. 1 ст. 35 Конституции РФ ничего не сказано. Научная и практическая значимость. Изложенные в работе выводы и предложения могут быть использованы для дальнейших научных исследований по проблемам защиты права собственности, а также в процессе преподавания учебных дисциплин «Конституционное право», «Гражданское право», «Уголовное право».