Применение норм российского гражданского законодательства в сфере международного частного права
Аннотация
Целью настоящей статьи является рассмотрение некоторых аспектов применения внутреннего гражданского законодательства в сфере международного частного права. В работе рассматриваются применение основных начал гражданского законодательства, соотношение норм международных договоров и внутреннего гражданского законодательства, и другие.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное публичное и частное право № 02/2025 |
Страницы | 23-26 |
DOI | 10.18572/1812-3910-2025-2-23-26 |
Международное частное право (далее – МЧП) является одной из сложнейших юридических наук и относительно молодой отраслью частного права. В отечественной доктрине высказываются различные мнения о месте международного частного права в системе права Российской Федерации и его самостоятельности как отрасли права. Так, одни исследователи полагают, что МЧП наряду с международным публичным правом входит в общее международное право; другие высказывают мнение о том, что МЧП представляет собой полисистемный комплекс; третьи считают, что МЧП является межсистемной совокупностью правовых норм. Между тем подавляющее число ученых в области международного частного права сходятся во мнении о том, что международное частное право представляет собой самостоятельную отрасль национального частного права каждой страны, т.е. вроде бы вопреки своему названию, в каждой стране имеется свое международное частное право.
Полагаем, что истоки международного частного права действительно лежат в гражданском праве каждой страны. Это обусловлено не только тем, что основной нормативный раздел международного частного права помещен в разд. VI ч. 3 Гражданского кодекса РФ. О связи международного частного права и гражданского права писали многие исследователи, не говоря о том, что некоторые из них отождествляли международное частное право с международным гражданским правом.
Так, П.Е. Казанский отмечал, что «международное частное право или гражданское право – это начала, определяющие гражданские права человека в международных отношениях или, что то же самое, гражданские права иностранца». К.И. Малышев, разделяя цивилистическую концепцию МЧП, полагал, что «частное международное право» «есть ничто иное, как часть гражданского права, т.е. теория гражданских отношений в международном быту».
Нормы гражданского законодательства применяются «к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом» (абз. 4 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Приведенное положение гражданского законодательства позволяет некоторым специалистам утверждать, что МЧП – это подотрасль гражданского права.
Полагаем, что современное международное частное право выходит за рамки внутреннего гражданского права, поскольку охватывает не только собственно гражданские, но и семейные, трудовые и иные отношения частноправового характера, осложненные иностранным элементом. Предмет МЧП шире предмета внутреннего гражданского права, поскольку объединяет все частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Несмотря на то, что МЧП в своей основе имеет частноправовой метод (тип) правового регулирования складывающихся здесь отношений и во многом дозволительную направленность его норм, оно обладает своими специфическими методами правового регулирования, источниками и принципами, имеет собственную нормативную структуру, отличающую его от внутреннего гражданского права.