Роль российской науки частного права в формировании компенсации нематериального (репутационного) вреда как способа защиты деловой репутации юридических лиц: история и современность
Аннотация
В статье рассматривается влияние российской науки частного права на правоотношения по компенсации нематериального (репутационного) вреда юридическим лицам; делается вывод, что в некоторых случаях (когда отсутствует позитивное правовое регулирование) юридическая наука приобретает черты источника российского права.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 07/2025 |
Страницы | 15-24 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-7-15-24 |
Многие годы с момента принятия ранее действовавших Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденных Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г., а позднее первой части Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) в нашей стране оставался дискуссионным вопрос о праве лиц, не являющихся физическими лицами, на компенсацию им морального вреда (далее — КМВ) либо на его аналог, соответствующий правовой природе «искусственных» субъектов гражданского законодательства. Особенно остро проблема касалась юридических лиц.
С одной стороны, из первоначальной редакции п. 7 ст. 152 ГК РФ (редакция до 1 октября 2013 г.) следовало, что указанные коллективные субъекты применительно к охране своей деловой репутации обладали возможностью пользоваться всем тем защитным арсеналом, что и физические лица, а значит, и КМВ, коль скоро она была поименована в п. 5 ст. 152 ГК РФ. Некоторые ученые-юристы придерживались именно этой позиции.
С другой стороны, изначально было понятно, что правовая природа юридических лиц не предполагает, что они способны испытывать «страдания» (именно они, согласно российскому праву, лежат в основе вреда морального. — Прим. Е.Г.), во всяком случае те, которые могут претерпевать физические лица, а значит, не вправе рассчитывать на КМВ при умалении принадлежащей им деловой репутации. Большинство российских цивилистов разделяет именно такой подход по исследуемой теме.
Задолго до изменений в ст. 152 ГК РФ в 2013 г. (об этом далее) российская наука частного права и судебная практика столкнулись с необходимостью расширительного толкования указанной статьи ГК РФ, дабы обосновать для юридических лиц возможность (допустимость) требовать компенсацию вреда, связанного с умалением их деловой репутации, не являющегося собственно моральным вредом, но при этом имеющего нематериальный (неимущественный) характер. Имеются в виду так называемые возмещение (компенсация) репутационного вреда (ущерба), компенсация (возмещение) нематериального вреда (ущерба), возмещение (компенсация) нематериальных убытков и прочие правовые неологизмы, которые обобщенно применительно к юридическим лицам можно назвать компенсацией нематериального (репутационного) вреда юридическим лицам (далее — КНВ ЮЛ).
Проведенное нами исследование показало, что источником появления КНВ ЮЛ выступила юридическая доктрина, информация о которой представлена в таблице.