Дата публикации: 18.07.2024

О некоторых аспектах участия прокурора в цивилистическом процессе

Аннотация

Статья посвящена исследованию теоретических и практических вопросов участия прокурора в цивилистическом процессе. Автор исходит из того, что прокурор всегда действует в публичном, государственном интересе, что предопределяет процессуальную специфику рассмотрения и разрешения гражданских дел, возбужденных по его заявлению. Констатируется, что действующее процессуальное законодательство не предусматривает особенностей разрешения гражданских дел с участием государства, что может быть преодолено совершенствованием норм, регулирующих процессуальный статус прокурора в гражданском деле. Предлагается закрепить обязательное участие прокурора в рассмотрении споров с участием государства, а также наделить суд правом признать участие прокурора в конкретном деле обязательным. Подчеркивается недопустимость отказа в принятии заявления прокурора или оставления его без рассмотрения по основанию отсутствия нарушения публичных интересов.




В нашем государстве существует достаточно четкая, стройная система правовой защиты. Она основана на конституционных положениях о том, что государственная защита прав и свобод человека в Российской Федерации гарантируется (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ), а также о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

При этом обращает на себя внимание то, что отдельно Конституция РФ не говорит о защите прав государства. Разумеется, в ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» указано, что Конституционный Суд РФ осуществляет защиту конституционного строя, но защита прав и интересов государства и защита конституционного строя – это разные вещи. Если сущность категории «конституционный строй» заключается в политико-правовом устройстве государства, представляет собой систему социально-правовых отношений и институтов, то права и интересы государства составляют его правовой статус как субъекта соответствующих правоотношений.

Государство, как и физические и юридические лица, является субъектом российского права. Оно должно действовать согласно законодательству, реализуя не только свои права, но и добросовестно исполняя возложенные на него обязанности.

Правовые нормы получают реализацию в рамках соответствующих правоотношений. Классифицировать правоотношения можно по различным критериям, но наиболее оправданной с точки зрения теоретической значимости и практической целесообразности является классификация на частноправовые и публично-правовые отношения.

Публичные правоотношения – это отношения, связывающие неравноправных участников. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, публичные правоотношения не основаны на равенстве и автономии воли их субъектов, один из которых реализует по отношению к другому властные полномочия.

Список литературы

1. Бекбаев Е.З. Частные и публичные правоотношения / Е.З. Бекбаев // Теория и практика общественного развития. 2011. № 3. С. 269–271.
2. Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса / Е.В. Васьковский ; под редакцией В.А. Томсинова. Москва : Зерцало, 2003. 464 с.
3. Каягин А.Б. Конституционный строй как государственно-правовая категория / А.Б. Каягин // Вестник Челябинского государственного университета. 2003. № 2 (6). С. 11–14.
4. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. Санкт-Петербург : Юридический Центр Пресс, 2003. 430 с.
5. Михайлова Е.В. Мировое соглашение (соглашение о примирении) в публично-правовых делах / Е.В. Михайлова // Закон. 2023. № 4. С. 64–71.
6. Научно-практический комментарий к ГПК РСФСР / под редакцией Р.Ф. Каллистратовой, Л.Ф. Лесницкой, В.К. Пучинского. Москва : Юридическая литература, 1976. 600 с.
7. Стрельников В.В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования / В.В. Стрельников // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 50–60.

Остальные статьи