О некоторых аспектах участия прокурора в цивилистическом процессе
Аннотация
Статья посвящена исследованию теоретических и практических вопросов участия прокурора в цивилистическом процессе. Автор исходит из того, что прокурор всегда действует в публичном, государственном интересе, что предопределяет процессуальную специфику рассмотрения и разрешения гражданских дел, возбужденных по его заявлению. Констатируется, что действующее процессуальное законодательство не предусматривает особенностей разрешения гражданских дел с участием государства, что может быть преодолено совершенствованием норм, регулирующих процессуальный статус прокурора в гражданском деле. Предлагается закрепить обязательное участие прокурора в рассмотрении споров с участием государства, а также наделить суд правом признать участие прокурора в конкретном деле обязательным. Подчеркивается недопустимость отказа в принятии заявления прокурора или оставления его без рассмотрения по основанию отсутствия нарушения публичных интересов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 07/2024 |
Страницы | 53-58 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-7-53-58 |
В нашем государстве существует достаточно четкая, стройная система правовой защиты. Она основана на конституционных положениях о том, что государственная защита прав и свобод человека в Российской Федерации гарантируется (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ), а также о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).
При этом обращает на себя внимание то, что отдельно Конституция РФ не говорит о защите прав государства. Разумеется, в ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» указано, что Конституционный Суд РФ осуществляет защиту конституционного строя, но защита прав и интересов государства и защита конституционного строя – это разные вещи. Если сущность категории «конституционный строй» заключается в политико-правовом устройстве государства, представляет собой систему социально-правовых отношений и институтов, то права и интересы государства составляют его правовой статус как субъекта соответствующих правоотношений.
Государство, как и физические и юридические лица, является субъектом российского права. Оно должно действовать согласно законодательству, реализуя не только свои права, но и добросовестно исполняя возложенные на него обязанности.
Правовые нормы получают реализацию в рамках соответствующих правоотношений. Классифицировать правоотношения можно по различным критериям, но наиболее оправданной с точки зрения теоретической значимости и практической целесообразности является классификация на частноправовые и публично-правовые отношения.
Публичные правоотношения – это отношения, связывающие неравноправных участников. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, публичные правоотношения не основаны на равенстве и автономии воли их субъектов, один из которых реализует по отношению к другому властные полномочия.