Дата публикации: 29.08.2024

Отечественная доктрина правовой природы института морской перевозки груза (конец XIX — начало XX в.)

Аннотация

Статья посвящена осмыслению правовой природы института морской перевозки груза в отечественной правовой доктрине, характерной для юридической мысли рассматриваемого периода. Исследуемый институт, обладая спецификой международного публичного права, международного частного права, гражданского права, административного права, а также в силу тесной связи с остальными смежными институтами морского права, сложился как институт, который не может быть урегулирован в рамках одной отрасли права без учета всех особенностей его исторической и правовой специфики. Наличие многоплановых размышлений о правовых аспектах договора морской перевозки груза раскрывает основные контуры того, что составляет его природу как правового института, и свидетельствует о его значимости для государственной системы и экономики той эпохи. В заключение автор приходит к выводу о сформированности в рассматриваемый период самостоятельной концепции международной публично-правовой природы института морской перевозки груза в разных интерпретациях, которые не получили окончательного подтверждения, а морское торговое право оставалось структурной частью торгового права.




В сфере юридической науки стоит важная задача выяснения того, что именно означает термин «правовая природа» и каков метод ее определения для разнообразных правовых явлений. Усложняется эта задача недостаточным уровнем разработанности данного вопроса в существующей юридической доктрине.

В изучении общих основ права ученый С.С. Алексеев подходил к анализу правовой природы как к юридической характеристике, определяющей идентичность, роль, а также взаимоотношение с аналогичными явлениями, исходя из его социальной природы. Отталкиваясь от отраслевой специфики, О.А. Красавчиков также отмечал повсеместное употребление термина «юридическая природа», даже использование его в нормативных и квазинормативных положениях. Д.А. Братусь, соглашаясь с О.А. Красавчиковым, утверждает, что при всей востребованности категории «юридическая природа» юридической теорией и повсеместного употребления данного термина при квалификации правовых институтов «ее понятие, содержание и особенности, влияющие на относящиеся к ней явления юриспруденции и профессионального быта, подчас остаются неизученными, подразумеваются в многочисленных исследованиях как нечто само собой разумеющееся». В данной связи вполне справедливым является замечание ученого о «подгонке» отношений в заранее установленные рамки, особенно относительно института морской перевозки груза, что ясно вытекает из истории становления законодательства о морской перевозке.

И.В. Матвеев, который отчасти поддерживает точку зрения С.С. Алексеева в вопросе более глубокой характеристики какого-либо юридического явления или факта, исходит из уяснения смысла категории «правовая природа», отталкиваясь от понятия «природа», что толкуется как свойство, сущность, характер. Таким образом, созвучно с С.С. Алексеевым И.В. Матвеев утверждает, что определить правовую природу значит установить место правового явления в системе права с помощью раскрытия особых, специфических признаков.

В связи с так называемой подгонкой правового института морской перевозки имеет значение позиция В.А. Захарова, раскрывающего правовую природу явлений через решение вопроса об отраслевой принадлежности норм, регулирующих исследуемые общественные отношения. Эта точка зрения в свете исторического анализа развития законодательства о морской перевозке груза позволяет говорить об особой природе исследуемого правового института. Исходя из представленных позиций, сомнительным является утверждение Е.Г. Комиссаровой о бесполезности выяснения отраслевой принадлежности норм и институтов.

В контексте заявленной проблематики интересно мнение П.М. Шелудякова о том, что при определении правовой природы любой внешнеэкономической сделки, к которым относят, в частности, и международную морскую перевозку грузов, необходимо учитывать тот факт, что все нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, относятся к публичному праву. Утрата типичности многих элементов внешнеэкономической сделки, а также прямая зависимость ее действительности от значительного числа императивных норм публично-правовых отраслей привели исследователя к выводу, что внешнеэкономическая сделка не может быть урегулирована нормами международного частного права. В случае с институтом морской перевозки груза возникает сразу два повода усомниться в его отраслевой принадлежности, поскольку возникает вопрос о соотношении гражданского кодекса и кодекса торгового мореплавания, где первый является актом общим, а второй — специальным, причем последний является актом комплексным, ориентированным на совершенно специфическую область экономической деятельности и, кроме того, имеющим предпочтение перед гражданским кодексом в применении к договорам морской перевозки груза. Опираясь на позицию Н.М. Ершовой, можно указать на то, что институт морской перевозки груза носит лишь печать гражданско-правового регулирования, при этом он регламентирован нормами транспортного, а не гражданского законодательства. Как верно описал подобную ситуацию С.С. Алексеев, «подмешивание в данный институт элементов отрасли может носить скрытый характер: правовой режим, соприкасающийся с данным институтом отрасли, иногда влияет на чистоту юридической конструкции, обусловливает исключения из императивного правового принципа и т.д.».

Список литературы

1. Азаревич Д. Очерки по торговому праву. Выпуск 1 / Д. Азаревич. Варшава: Тип. Варшавского учебного округа, 1897. 88 с.
2. Акимов Н.Н. Международная морская перевозка грузов как институт международного частного права / Н.Н. Акимов // Юстиция Беларуси. 2019. № 11 (212). С. 59–63.
3. Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Специальные вопросы правоведения / С.С. Алексеев. Москва : Статут, 2010. 469 с.
4. Бажина М.А. Понятийный аппарат транспортного права Российской Федерации : диссертация доктора юридических наук / М.А. Бажина. Екатеринбург, 2022. 401 с.
5. Братусь Д.А. Понятие «юридическая природа»: актуальные проблемы теории и практики / Д.А. Братусь // Юрист. 2009. № 8. С. 28–39.
6. Доливо-Добровольский А.И. Закон и обычай в эволюции морского права / А.И. Доливо-Добровольский // Вестник права. 1902. № 2. С. 32–55.
7. Захаров В.А. Создание юридических лиц: правовые вопросы : монография / В. А. Захаров. Москва : Норма, 2002. 202 с.
8. Иваненко В.С. Профессор Владимир Эммануилович Грабарь: малоизвестные страницы научной биографии (к 155-летию со дня рождения) / В.С. Иваненко // Российский ежегодник международного права. 2020. Т. 2020. С. 288–296.
9. Комиссарова Е.Г. Параметры методологии юриспруденции в их функциональном значении (на примере гражданского правоведения) / Е.Г. Комиссарова // Методологические проблемы цивилистических исследований. 2021. № 3. С. 50–75.
10. Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве // Категории науки гражданского права: избранные труды. В 2 томах. Т. 2 / О.А. Красавчиков. Москва : Статут, 2005. С. 49–241.
11. Кузьменко Ю.А. Институт внешнеэкономической сделки: теоретико-правовой анализ / Ю.А. Кузьменко // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2022. Т. 8. № 4. С. 222–227.
12. Малышев К.И. Об учебной разработке торгового права в России : вступительная лекция по торговому праву в С.-Петербургском университете 20 сентября 1875 г. / К.И. Малышев // Журнал гражданского и уголовного права. 1875. Кн. 6. С. 44–65.
13. Матвеев И.В. Правовая природа недействительных сделок / И.В. Матвеев. Москва : Юрлитинформ, 2002. 169 с.
14. Нерсесов Н.О. Морское право : лекции / Н.О. Нерсесов. Москва, 1894. 28 с.
15. Федоров А.Ф. Морское право / А.Ф. Федоров. Одесса : Тип. «Техник», 1913. 343 с.
16. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. / Г.Ф. Шершеневич ; изд. 9-е, 2-е посмертное. Москва : Московское научное издательство, 1919. 389 с.

Остальные статьи