Нормы непосредственного применения и оговорка о публичном порядке: проблема разграничения
Аннотация
В настоящей работе подвергаются исследованию ст. 1192 ГК РФ «Нормы непосредственного применения» и ст. 1193 ГК РФ «Оговорка о публичном порядке» как основания для отказа в реализации норм иностранного права в международном частном праве. Автором устанавливается содержание приведенных законоположений и приводятся критерии разграничения их правоприменения. В статье формулируется ответ на вопрос, в каких случаях суду следует применять нормы непосредственного применения, а в каких обращаться к оговорке о публичном порядке. Актуальность выявленной проблематики демонстрируется на практике высших судов, в решениях которых содержатся выводы, противоречащие стержневым тезисам исследования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 02/2025 |
Страницы | 3-7 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2025-2-3-7 |
Вводные положения
В международном частном праве в качестве основополагающего принципа закреплено право каждого государства отказаться от применения норм иностранного права на своей суверенной территории при определенных условиях. Одним из оснований для подобного отказа является ссылка на публичный порядок. Данный правовой институт был формализован в национальном законодательстве в ст. 1192 «Нормы непосредственного применения» и 1193 «Оговорка о публичном порядке» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Наличие двух близких по функциональному значению норм детерминирует особую важность в выяснении их правового содержания в контексте разграничения правоприменения. Сущность подобного разграничения выражается в ответе на вопрос: в каких ситуациях суду следует основывать свои решения на ст. 1192 ГК РФ, а в каких обращаться к ст. 1193 ГК РФ?
Ответ по поставленный вопрос целесообразно начать с обращения к содержанию правовой категории «публичный порядок».
Понятие публичного порядка: признанные положения