Целью работы является системное осмысление проблемы уголовно-правовой и криминологической превенции преступлений, связанных со сбытом наркотиков в теневом Интернете (Даркнете), и выработка рекомендаций, направленных на совершенствование уголовного законодательства и практики его применения.
Методология исследования: научный замысел работы реализовывался с применением широкого методологического инструментария. При раскрытии криминологической природы наркопреступности в Даркнете применялись социологические методы: статистический, метод экспертных оценок, наблюдения и др. Умеренно диалектический метод позволил рассмотреть даркнет-преступность не только как правовое, но и как исторически изменчивое явление, и это в конечном счете позволило предложить актуальные и криминологически обоснованные решения по совершенствованию действующего уголовного законодательства России. В качестве общенаучных методов исследования использовались системный подход, анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный анализ, метод остатков и др.
Выводы исследования: современная уголовная политика оказалась ни ментально, ни инструментально не готова к качественной и количественной трансформации наркопреступности в теневом Интернете (Даркнете). Последняя начала приобретать устойчивые криминологические признаки и свойства: специализация участников, постоянная операционная поддержка деятельности ресурса, создание и внедрение новых платежных инструментов и др. Наблюдаемая институционализация криминальных площадок позволяет рассматривать наркопреступность в Даркнете как принципиально новое криминологическое явление, требующее адресного уголовно-правового регулирования и системного криминологического предупреждения. Важными шагами в направлении предупреждения сбыта наркотиков в Интернете являются совершенствование уголовного законодательства и приведение к единообразию следственной и судебной практики. В рамках первого направления важно продумать вопрос об установлении уголовной ответственности за администрирование криминальных сайтов, а в рамках второго направления — выработать алгоритмы квалификации действий лиц, поддерживающих работоспособность даркнет-ресурсов по сбыту наркотиков, но при этом в их сбыте не участвующих.