Денежно-кредитное регулирование в контуре БРИКС
Аннотация
Статья направлена на рассмотрение денежно-кредитного регулирования в странах — членах БРИКС в условиях сохранения геополитической напряженности, санкционных ограничений и ужесточения денежно-кредитной политики в большинстве государств. Рассмотрены особенности экономической модели блока БРИКС, связанные с большим количеством экспорта, и возможное влияние на мировые экономические процессы — изменение цен на импортные товары, ценообразование сырьевых товаров, финансовая сфера (платежи и расчетная инфраструктура). Проведено сравнение используемых государствами — членами БРИКС инструментов денежно-кредитной политики в ходе инфляционного таргетирования. Возможным решением существующих проблем в сфере денежно-кредитного регулирования, по мнению автора, может являться более глубокая финансово-экономическая интеграция в валютный союз БРИКС.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 05/2025 |
Страницы | 13-16 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-5-13-16 |
В период с 2021 по 2023 г. центральные банки ведущих экономических держав мира стали осуществлять более консервативную денежно-кредитную политику, стремясь сдержать рост инфляции. Инфляция стала результатом оживления спроса после спада, вызванного пандемией COVID-19, в то время как предложение товаров и услуг еще не успело восстановиться. Федеральная резервная система США начиная с февраля 2022 г. повысила процентные ставки более чем на 500 базисных пунктов. В мае 2023 г. базовая ставка достигла диапазона 5,25–5,50%, и этот уровень сохранялся до сентября 2024 г., после чего был снижен на 50 базисных пунктов. Другие страны с развитой экономикой также последовали примеру США, однако снижение инфляции в этих странах оказалось затруднительным, что привело к необходимости повышения процентных ставок на более длительный срок. Несмотря на это, в период ужесточения денежно-кредитной политики страны с переходной экономикой, включая некоторые государства БРИКС, продемонстрировали большую устойчивость, чем в предыдущие периоды.
В последние годы государства — члены БРИКС сконцентрировались на усилении внутреннего экономического развития и минимизации дисбалансов, что существенно повлияло на финансовую устойчивость юрисдикций перед сохраняющимися внешними шоками — геополитическая напряженность, санкционные ограничения, протекционизм, ужесточение денежно-кредитной политики в большинстве государств. Профессор С.А. Авакьян, анализируя текущую ситуацию для нашего государства, справедливо указывает, что западным странам «сильная страна с самообеспечением совсем не нужна — лучше пусть производит и гонит на Запад не только лес и зерно, как раньше, а еще и газ, нефть». Минимальное воздействие колоссального роста процентных ставок в странах с развитой экономикой на формирующиеся рынки, включая БРИКС, стало результатом комплекса факторов — превентивное повышение ставок в 2021 г., совершенствование механизмов таргетирования инфляции и проведение самостоятельной разумной фискальной и бюджетной политики.
Формирование усовершенствованных макропруденциальных инструментов и стабильных финансовых рынков позволило обеспечить устойчивость национальных валют и сбалансировать движение капитала. В литературе отмечается эффективность мер денежно-кредитной политики государств БРИКС, несмотря на сохраняющиеся существенные различия между странами, однако стремительно меняющаяся экономическая ситуация в мире должна служить катализатором постоянной трансформации «имеющихся и новых методов достижения целей центральными банками в рамках их регулирующей деятельности».
В 2022–2023 годах внешний шок был более значительным, но его влияние на развивающиеся страны оказалось менее заметным благодаря используемым механизмам таргетирования инфляции. В условиях новой модели денежно-кредитной политики центральные банки стран БРИКС проявляют все большую активность в регулировании процентных ставок внутри своих государств в целях обеспечения ценовой стабильности. Процентные ставки в доктрине относят к ключевым инструментам монетарной политики и указывают на то, что процентная ставка «является ориентиром для формирования уровня доходности по ряду финансовых инструментов, а также во многом определяет уровень цен и возможности ведения хозяйственной деятельности в странах с формирующимися рынками». Экономики государств — членов БРИКС становятся более прозрачными и независимыми в проведении денежно-кредитной политики. Это означает, что им не нужно координировать свою политику с учетом решений Федеральной резервной системы США и других крупных центральных банков по процентным ставкам.
Многие государства — члены БРИКС — экспортеры. Это значит, что если мировой спрос на экспортируемые товары снизится из-за мер по сдерживанию инфляции, то их экономика и уровень инфляции могут пострадать, поскольку уменьшится объем экспорта. Кроме того, если процентные ставки в развитых странах окажутся выше ожидаемых, это может привести к тому, что инвесторы будут выводить деньги из этих стран. Особенно это касается государств с большим дефицитом текущего счета.