Цель статьи — представление результатов мониторинга практики судебного оспаривания решений о лишении ученой степени, в том числе выявление основных аргументов административных истцов и правовых позиций судебных органов. Методологию исследования составляют как общенаучные методы познания (анализ, синтез, абстракция, индукция), так и частно-научный метод мониторинга правоприменения как специфический юридический метод выявления логических отношений между судебными решениями и правовыми нормами, а также единообразия таких логических отношений в судебной практике в целом. Выводы. Суды воздерживаются от содержательной оценки научных работ, а также решений экспертных органов, принимаемых в рамках процедуры лишения ученой степени. Вместе с тем ряд процедурных нарушений приводит к удовлетворению требований истцов о признании незаконными действий и решений участвующих в данной процедуре уполномоченных органов. Аргументы административных истцов затрагивают действия и решения уполномоченных инстанций на всех стадиях рассмотрения заявления о лишении ученой степени. Научная и практическая значимость. В статье впервые представлен детальный анализ судебной практики по делам о лишении ученых степеней, в результате которого выявлены и обобщены как основные доводы административных истцов, так и типичные оценки данных доводов судебными органами. Результаты исследования могут быть использованы в работе диссертационных и экспертных советов, Высшей аттестационной комиссии и Министерства науки и высшего образования РФ для избегания рисков признания незаконными решений о лишении степени.