Основное процессуальное правоотношение в судопроизводстве по делу об административном правонарушении
Аннотация
В статье рассматриваются правоотношения, складывающиеся в судопроизводстве по делу об административном правонарушении. Формулируется вывод о том, что виды данных правоотношений и их характеристики не соответствуют тем особенностям, которыми характеризуются правоотношения, складывающиеся в юридических процессах. В частности, отсутствует четко выраженное в качестве основного процессуальное отношение суда с двумя сторонами процесса, поскольку среди субъектов правоотношений в судопроизводстве по делу об административном правонарушении отсутствует представитель органа административного преследования. Излагается мысль о том, что процессуальная форма правосудия по делам об административных правонарушениях должна не дорабатываться в рамках действующего КоАП РФ или проекта ПКоАП РФ, а создаваться заново на базе науки и принципов юридического процесса вне рамок законодательства, регулирующего административную юрисдикцию органов исполнительной власти.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 02/2023 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2023-2-3-9 |
Однако процессуальная судьба органа административного преследования, обстоятельно отраженная в гл. 28 КоАП РФ, в следующей главе, посвященной порядку рассмотрения дела, обрывается. Данная процессуальная фигура в тексте КоАП РФ появляется далее лишь в числе субъектов обжалования постановления (ч. 1.1 ст. 30.1, ч. 5 ст. 30.12 КоАП РФ). Но она не отвечает в полной мере критериям полноценного субъекта процессуальных отношений. Во-первых, административный орган проявляется в процессуальных отношениях в разных лицах — должностное лицо, уполномоченное составить протокол или должностное лицо, передавшее дело на рассмотрение судье. Функции и воля публичного органа при дальнейшем обжаловании судебного решения в порядке ст. 30.9 КоАП РФ на практике реализуются и через процессуальный статус должностного лица, вынесшего постановление, хотя оно является органом административной юрисдикции, а не преследования. Словом, процессуальная фигура административного органа размыта и не связана четко с определенным процессуальным статусом.