Статья посвящена анализу причин возникновения правовой самоорганизации в спорте. Развитие спорта поставило перед гражданским сообществом объективные задачи его организации. В результате этой значительной по объему работы было создано Олимпийское движение из структуры Международного олимпийского комитета (далее — МОК), принята Олимпийская хартия, данное движение и принципы его деятельности признаны подавляющим большинством стран мира. Традиционное правовое регулирование в виде создания моделей поведения на основе норм права возможно и в отношении спортивных организаций, но ограниченно — в части определения организационно-правовых форм, регистрационных процедур и практически не затрагивает результатов их деятельности как автономных гражданских сообществ. Обращается внимание на то, что отношения, складывающиеся в спорте, разнородны, имеют неодинаковый по правовой природе характер, регламентируются несовпадающими способами, что позволяет их со значительной долей условности разделить на те, что находятся в сфере решающего воздействия методологии частного права, и те, которые в своем большинстве примыкают к публично-правовому регулированию (можно сказать, «директивному»). Следовательно, важно учитывать существование внешней стороны воздействия в виде: а) актов государственного регулирования отношений в спорте (публично-правовой аспект) и б) внутренних решений сообществ спортсменов (частноправовой аспект). Данные сферы регулирования проявляются преимущественно как определенные подходы к регламентации, характерные для приобретения соответствующих прав и (или) отстаивания соответствующих «интересов».