Дата публикации: 17.07.2025

О принципах публично-правового регулирования порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Аннотация

Статья посвящена исследованию базовой терминологии в миграционной сфере, в частности соотношению определений «регулирование порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и «управление миграцией», а также такой фундаментальной для формирования эффективных механизмов публично-правового регулирования порядка пребывания в Российской Федерации иностранных граждан категории, как его принципы. В работе анализируются различные подходы к классификации таких принципов, предлагается их авторская интерпретация. Обосновывается вывод о сложности внутренней структуры российской государственной системы управления миграцией и особом механизме ее функционирования, базирующемся на строго определенных принципах.




Комплексный подход к решению проблемы установления и поддержания порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, основанного на разработке и внедрении адекватного публично-правового инструментария, позволит создать систему эффективного государственного управления миграцией, при функционировании которой в приоритетном порядке будут учитываться интересы граждан Российской Федерации при одновременном получении положительного результата от миграционного притока в страну. От успешного решения этой задачи стратегического значения во многом зависит дальнейшее поступательное развитие благосостояния российского общества.

Вместе с тем отечественная государственная система управления миграцией, к сожалению, не показывает готовности к реализации системной и качественной работы по достижению поставленных целей. Подходы к решению миграционных проблем отличаются фрагментарностью, неравномерностью распределения организационно-управленческих усилий и распыленностью ресурсов и, следовательно, недостаточной эффективностью. Особенно острыми остаются нерешенные проблемы в управленческой деятельности МВД России, возникшие в связи с передачей ведомству полномочий от реорганизованной Федеральной миграционной службы.

При этом специфика управления в сфере миграции заключается в регулировании взаимодействия в указанной сфере федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, однако концептуальная научная проработка указанного взаимодействия на сегодняшний день отсутствует.

С точки зрения управленческой теории и практики управление миграционными процессами представляет собой совокупность уполномоченных структур и необходимых ресурсов, реализующих систему целенаправленных функций управления, включающих учет, анализ, прогнозирование, планирование, регулирование и контроль, а также принимаемых ими управленческих решений в пределах установленной компетенции.

Таким образом, «регулирование порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» — это более узкое по отношению к «управлению миграцией» понятие, которое возможно определить как совокупность воздействий на миграционные процессы в соответствии с выявленными отклонениями от поставленной цели, принимаемых по результатам выполнения иных управленческих функций и принимаемых управленческих решений.

Список литературы

1. Ведяхин В.М. Принципы правового регулирования рыночных отношений / В.М. Ведяхин // Правоведение. 1995. № 6. С. 27–37.
2. Гребенюк А.А. Миграция соотечественников в Россию и совершенствование миграционной политики : автореферат диссертации кандидата экономических наук / А.А. Гребенюк. Москва, 2008. 25 с.
3. Демина Н.Н. Конституционно-правовое регулирование пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ как средство пресечения нелегальной миграции : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Н.Н. Демина. Москва, 2010. 25 с.
4. Кожевников О.А. Принцип федерализма в миграционной политике России и зарубежных стран: сравнительно-правовое исследование / О.А. Кожевников, С.С. Кузнецова // Российский юридический журнал. 2023. № 4. С. 42–59.
5. Коренев А.П. Административное право России. В 3 частях. Ч. 1 / А.П. Коренев. 3-е изд., испр. и доп. Москва : МЮИ, 2000. 306 с.
6. Краюшкин А.В. Принципы административно-правового регулирования миграционных процессов / А.В. Краюшкин // Административное право и процесс. 2020. № 10. С. 9–15.
7. Малышев Е.А. Административно-правовое регулирование миграционных отношений в сфере внешней трудовой миграции / Е.А. Малышев // Закон. 2024. № 3. С. 38–47.
8. Муленко Н.В. Проблемы правового регулирования миграционных процессов в сфере трудовой миграции в Российской Федерации / Н.В. Муленко // Хозяйство и право. 2022. № 6. С. 81–91.
9. Прудникова Т.А. Административно-правовое регулирование миграционных процессов (современность и перспективы) : монография / Т.А. Прудникова. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 320 с.
10. Раков К.А. Особенности миграционной политики современного правового государства / К.А. Раков // Миграционное право. 2024. № 2. С. 10–12.
11. Сазонова О.А. Административно-правовое регулирование в сфере миграции: проблемы и перспективы совершенствования : автореферат диссертации кандидата юридических наук / О.А. Сазонова. Воронеж, 2019. 22 с.
12. Сандугей А.Н. Государственное администрирование в сфере миграции (проблемы теории и правового регулирования) : монография / А.Н. Сандугей. Москва : ВНИИ МВД России, 2018. 258 с.
13. Торбенко С.Д. Незаконная миграция: причины, последствия и пути преодоления / С.Д. Торбенко // Миграционное право. 2024. № 2. С. 34–36.
14. Ярковой С.В. Законность и обеспечение реализации, соблюдения и защиты прав граждан и организаций в административной правоприменительной деятельности / С.В. Ярковой // Журнал российского права. 2018. № 4 (256). С. 130–139.

Остальные статьи