О принципах публично-правового регулирования порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
Аннотация
Статья посвящена исследованию базовой терминологии в миграционной сфере, в частности соотношению определений «регулирование порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и «управление миграцией», а также такой фундаментальной для формирования эффективных механизмов публично-правового регулирования порядка пребывания в Российской Федерации иностранных граждан категории, как его принципы. В работе анализируются различные подходы к классификации таких принципов, предлагается их авторская интерпретация. Обосновывается вывод о сложности внутренней структуры российской государственной системы управления миграцией и особом механизме ее функционирования, базирующемся на строго определенных принципах.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 07/2025 |
Страницы | 18-21 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-7-18-21 |
Комплексный подход к решению проблемы установления и поддержания порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, основанного на разработке и внедрении адекватного публично-правового инструментария, позволит создать систему эффективного государственного управления миграцией, при функционировании которой в приоритетном порядке будут учитываться интересы граждан Российской Федерации при одновременном получении положительного результата от миграционного притока в страну. От успешного решения этой задачи стратегического значения во многом зависит дальнейшее поступательное развитие благосостояния российского общества.
Вместе с тем отечественная государственная система управления миграцией, к сожалению, не показывает готовности к реализации системной и качественной работы по достижению поставленных целей. Подходы к решению миграционных проблем отличаются фрагментарностью, неравномерностью распределения организационно-управленческих усилий и распыленностью ресурсов и, следовательно, недостаточной эффективностью. Особенно острыми остаются нерешенные проблемы в управленческой деятельности МВД России, возникшие в связи с передачей ведомству полномочий от реорганизованной Федеральной миграционной службы.
При этом специфика управления в сфере миграции заключается в регулировании взаимодействия в указанной сфере федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, однако концептуальная научная проработка указанного взаимодействия на сегодняшний день отсутствует.
С точки зрения управленческой теории и практики управление миграционными процессами представляет собой совокупность уполномоченных структур и необходимых ресурсов, реализующих систему целенаправленных функций управления, включающих учет, анализ, прогнозирование, планирование, регулирование и контроль, а также принимаемых ими управленческих решений в пределах установленной компетенции.
Таким образом, «регулирование порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» — это более узкое по отношению к «управлению миграцией» понятие, которое возможно определить как совокупность воздействий на миграционные процессы в соответствии с выявленными отклонениями от поставленной цели, принимаемых по результатам выполнения иных управленческих функций и принимаемых управленческих решений.