К вопросу о предпосылках возникновения правовой самоорганизации в спорте
Аннотация
Статья посвящена анализу причин возникновения правовой самоорганизации в спорте. Развитие спорта поставило перед гражданским сообществом объективные задачи его организации. В результате этой значительной по объему работы было создано Олимпийское движение из структуры Международного олимпийского комитета (далее — МОК), принята Олимпийская хартия, данное движение и принципы его деятельности признаны подавляющим большинством стран мира. Традиционное правовое регулирование в виде создания моделей поведения на основе норм права возможно и в отношении спортивных организаций, но ограниченно — в части определения организационно-правовых форм, регистрационных процедур и практически не затрагивает результатов их деятельности как автономных гражданских сообществ. Обращается внимание на то, что отношения, складывающиеся в спорте, разнородны, имеют неодинаковый по правовой природе характер, регламентируются несовпадающими способами, что позволяет их со значительной долей условности разделить на те, что находятся в сфере решающего воздействия методологии частного права, и те, которые в своем большинстве примыкают к публично-правовому регулированию (можно сказать, «директивному»). Следовательно, важно учитывать существование внешней стороны воздействия в виде: а) актов государственного регулирования отношений в спорте (публично-правовой аспект) и б) внутренних решений сообществ спортсменов (частноправовой аспект). Данные сферы регулирования проявляются преимущественно как определенные подходы к регламентации, характерные для приобретения соответствующих прав и (или) отстаивания соответствующих «интересов».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 05/2024 |
Страницы | 14-17 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-5-14-17 |
Исходно правила в спорте возникают как результат намерения большой или незначительной группы любителей спорта воспитать в себе определенные качества, что проще решать путем соревнования с другими. Подобные мероприятия характеризуются большим или меньшим составом участников, поскольку соревноваться с собой практически невозможно (в таком случае заметно доминирование развлечения). Все первичные сообщества участников таких мероприятий испытывали очевидные проблемы: необходимо было решить вопросы о способе действий, о конкретных участниках, о дозволенном и недозволенном, о территории, на которой производятся соревнования, о возможности замены (как игрока, так и аксессуаров), о независимых лицах, которые подводят итоги, и т.д. Без такого свода ясных положений невозможно было ни организовать соревнование, ни провести его, ни определить победителя.
Продолжающееся распространение спорта обнаружило новые проблемы: укоренившиеся правила в одном населенном пункте оказывались не принятыми в другом, в третьем способ подведения итогов не признавался надежным, в четвертом некомфортной виделась площадка и т.д. А в случаях, когда речь шла о состязаниях с участием граждан других стран, возникали новые задачи, в том числе единообразного понимания единиц измерения расстояний, скорости, других терминов (например, веса, площади, начала и завершения соревнования и т.д.).
Проблема стояла достаточно остро, поскольку в спорте особо ценятся именно лучшие результаты, вне зависимости от того, где и кем они достигнуты. Наконец, победители во все времена привлекали всеобщее внимание как воплощение образцового поведения. В этом смысле спорт столкнулся также с проблемой «территориального действия» соответствующего права, когда непросто оказалось добиться выступления известных спортсменов на одной дорожке, ринге, борцовском ковре. Развитие средств массовой информации и сопутствующая им увлеченность внешней (зрелищной) стороной соревнований породила их антипод — коммерческие соревнования, где превалировали элементы шоу, но не соревнований. Именно в противовес им появились попытки проведения подлинных соревнований, что и отражено в выражении «гамбургский счет» (т.е. объективно). В г. Гамбурге стали собираться сами борцы, чтобы выяснить истинные спортивные качества друг друга независимо от прессы и шоу-организаторов.
Отвечая на все эти объективные вызовы, гражданские сообщества, включая не только самих соревнующихся, но и тех, кто тренирует, поддерживает или просто любит наблюдать за этой удивительной и привлекательной деятельностью, начинали искать пути решения накопившихся проблем.
В целом результаты этой значительной по объему работы известны — было создано Олимпийское движение из структуры Международного олимпийского комитета (далее — МОК), принята Олимпийская хартия, данное движение и принципы его деятельности признаны подавляющим большинством стран мира. С популяризацией спорта Российская Федерация отреагировала в ожидаемом формате (впрочем, весьма сходно со множеством других). С одной стороны, акты МОК и международных спортивных федераций признаются как действующие и в отношении Российской Федерации, а олимпийское движение страны рассматривается как часть международного олимпийского движения. С другой же стороны, явно продолжается линия на то, чтобы объявлять все процессы и отношения, происходящие на территориях, оказавшихся в юрисдикции Российской Федерации, способными быть подвергнутыми обычному правовому воздействию.