Принцип законности традиционно считается одним из базовых оснований для проведения налоговых проверок. Однако налоговые правоотношения складываются между участниками предпринимательской деятельности и государственными органами, реализующими публичные властные полномочия. Ввиду этого проверяемые субъекты оказываются в менее защищенной позиции, а риск нарушения их прав — особенно высок. Несмотря на то, что обеспечение прав и законных интересов всех участников налоговых правоотношений формально закреплено в Налоговом кодексе РФ, на практике именно налогоплательщики чаще других сталкиваются с их нарушением.
Запреты и ограничения в сфере проведения налогового контроля, предусмотренные в налоговом законодательстве, соответствуют правам участников (в первую очередь налогоплательщиков), однако их применение требует корректного баланса.
Регламентация обязанностей налоговых органов по соблюдению прав налогоплательщика осуществляется не только в рамках норм НК РФ, но и через официальные разъяснения Минфина и ФНС России, а также судебную практику, включая позиции Верховного Суда РФ. Тем не менее сохраняется проблема несоблюдения этих прав в ходе осуществления налогового контроля.
Контрольная деятельность, затрагивающая существенные интересы налогоплательщика, изначально ориентирована на достижение фискального результата — выявление нарушений и доначисление налогов — и в меньшей степени учитывает защиту прав проверяемого лица.
На практике интересы государства и налогоплательщика находятся в антагонистической зависимости. Особенно явно это проявляется в контексте выездных налоговых проверок, в рамках которых возникает множество спорных ситуаций, связанных с осмотром, выемкой, назначением и проведением экспертиз, истребованием документов и сведений.
Анализ показал, что достижение сбалансированного учета законных интересов всех субъектов налогового права возможно только при условии использования принципа добросовестного налогового администрирования.