Судебная доктрина «добросовестного налогового администрирования» как способ защиты процессуальных прав налогоплательщиков
Аннотация
Принцип законности традиционно считается одним из базовых оснований для проведения налоговых проверок. Однако налоговые правоотношения складываются между участниками предпринимательской деятельности и государственными органами, реализующими публичные властные полномочия. Ввиду этого проверяемые субъекты оказываются в менее защищенной позиции, а риск нарушения их прав — особенно высок. Несмотря на то, что обеспечение прав и законных интересов всех участников налоговых правоотношений формально закреплено в Налоговом кодексе РФ, на практике именно налогоплательщики чаще других сталкиваются с их нарушением. Запреты и ограничения в сфере проведения налогового контроля, предусмотренные в налоговом законодательстве, соответствуют правам участников (в первую очередь налогоплательщиков), однако их применение требует корректного баланса. Регламентация обязанностей налоговых органов по соблюдению прав налогоплательщика осуществляется не только в рамках норм НК РФ, но и через официальные разъяснения Минфина и ФНС России, а также судебную практику, включая позиции Верховного Суда РФ. Тем не менее сохраняется проблема несоблюдения этих прав в ходе осуществления налогового контроля. Контрольная деятельность, затрагивающая существенные интересы налогоплательщика, изначально ориентирована на достижение фискального результата — выявление нарушений и доначисление налогов — и в меньшей степени учитывает защиту прав проверяемого лица. На практике интересы государства и налогоплательщика находятся в антагонистической зависимости. Особенно явно это проявляется в контексте выездных налоговых проверок, в рамках которых возникает множество спорных ситуаций, связанных с осмотром, выемкой, назначением и проведением экспертиз, истребованием документов и сведений. Анализ показал, что достижение сбалансированного учета законных интересов всех субъектов налогового права возможно только при условии использования принципа добросовестного налогового администрирования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Адвокатская практика № 04/2025 |
Страницы | 13-20 |
DOI | 10.18572/1999-4826-2025-4-13-20 |
Защита прав граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, является одним из ключевых направлений деятельности правового государства. Гарантированное обеспечение защиты прав налогоплательщиков, в том числе в судебной плоскости, способствует укреплению предпринимательской активности, а также снижает уровень недоверия к публичным институтам и правовой системе в целом.
В процессе реализации налогового контроля налогоплательщики вступают в правоотношения с представителями государства — должностными лицами налоговых органов. Способ, которым эти органы реализуют предоставленные им полномочия, прямо влияет на уровень доверия налогоплательщика к государственной власти. Налогообложение является одной из наиболее чувствительных сфер, в которой особенно важно соблюдение процессуальных стандартов и уравновешенное поведение со стороны государства.
Как показывает практика, достижение баланса между публичными интересами и законными интересами налогоплательщика возможно без ущемления интересов последнего, если применять подходы, основанные на добросовестности со стороны налоговых органов. В юридической науке такой подход получил название «принцип добросовестного налогового администрирования», охватывающий совокупность правил поведения налогового органа в части соблюдения процедур, справедливости и уважения к правам налогоплательщика.
ФНС России последовательно совершенствует формы и методы проведения налогового контроля, развивает ведомственное нормативное регулирование проверок. При этом нормы законодательства, направленные на защиту прав и законных интересов налогоплательщиков, развиваются медленно. Проблемы правового регулирования не компенсируются даже разъяснениями Верховного Суда РФ. Например, акты Верховного Суда РФ, касающиеся налогового контроля, в большей степени посвящены правам налоговых органов, даже в очевидных случаях нарушения норм Налогового кодекса РФ. Например, такая ситуация возникла при рассмотрении дела о нарушении налоговым органом сроков проведения выездной налоговой проверки.
Основополагающий перечень прав налогоплательщиков содержится в ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации. В ст. 137 и 138 НК РФ детально урегулированы положения о праве налогоплательщика обжаловать как нормативные, так и ненормативные акты налоговых органов, а также действия (или бездействие) их должностных лиц, нарушающие установленные права налогоплательщика.