Туристический налог и связанные с ним вопросы без законодательного ответа
Аннотация
Налоговая реформа в России порождает дискуссии, в рамках которых потенциальные последствия нововведений могут не находить должного решения и законодательного закрепления. В том числе это касается туристического налога, введение которого подчеркивает его отличия от ранее существовавшего курортного сбора. В этой связи возникает необходимость детального анализа природы данного налога и последствий, связанных с его принятием, попытка которого предпринята в настоящей статье.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 02/2025 |
Страницы | 32-34 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2025-2-32-34 |
Недавно принятый Федеральный закон от 12 июля 2024 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 176-ФЗ) предусмотрел, что 1 января 2025 г. НК РФ будет дополнен гл. 33.1, посвященной местному туристическому налогу (п. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 8 названного закона). Это новая налоговая конструкция, целесообразность введения которой вызывает вопросы.
Первоначально в тексте соответствующего законопроекта № 639663-8, поданного в Государственную Думу 3 июня 2024 г., упоминания о туристическом налоге не содержалось. Однако в заключении по проекту федерального закона № 639663-8 от 18 июня 2024 г. Комитета по бюджету и налогам (ответственного и профильного комитета) было указано, что при проведении 23 мая 2024 г. в Государственной Думе РФ парламентских слушаний отмечалась важность предоставления органам местного самоуправления права на введение на своей территории туристического налога, полностью зачисляемого в бюджет муниципалитета в качестве дополнительного источника налоговых доходов.
В заключении Комитета по бюджету и налогам было особо отмечено, что данный вопрос приобретает повышенную актуальность из-за того, что в конце 2024 г. завершается срок действия эксперимента по развитию курортной инфраструктуры. Ранее в Российской Федерации согласно ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры» (в редакции от 28 апреля 2023 г.) (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ), был инициирован эксперимент по развитию курортной инфраструктуры. Он осуществлялся в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, городе Санкт-Петербурге и на федеральной территории «Сириус» (далее – эксперимент) посредством введения платы за пользование курортной инфраструктурой (курортного сбора) до 31 декабря 2024 г.
Однако в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ также указывалось на необходимость оценки эффективности эксперимента. Как представляется, истечение срока эксперимента 31 декабря 2024 г. связывалось с его завершающей оценкой, благоприятность которой могла стать единственной причиной для инициирования «туристических» новшеств в налоговом законодательстве. В ином случае сам смысл данного положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ выглядит утраченным. Но необходимость введения в законопроект поправок, связанных с введением туристического налога, была признана обоснованной, и текст законопроекта, представленный 5 июля 2024 г. ко второму чтению, включил в себя поправки, рекомендуемые Комитетом Государственной Думы РФ по бюджету и налогам, т.е. положения о туристическом налоге. За этим последовал Федеральный закон № 176-ФЗ.
Туристический налог не стал аналогом курортного сбора, который устанавливался только в отношении территорий, имеющих особую «туристическую привлекательность». Федеральный закон № 176-ФЗ предусмотрел возможность внедрения туристического налога в отношении г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Севастополя, федеральной территории «Сириус» и муниципальных образований.