Принцип добросовестности налогового администрирования. Сравнительно-правовой анализ концепций России и ОЭСР
Аннотация
В статье делается попытка определить содержание и границы принципа добросовестности налогового администрирования посредством сравнительно-правового анализа концепций России и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследуются документы ОЭСР для целей раскрытия концепции построения доверительных правоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами. Проводится сравнение между выработанными понятиями и тенденциями развития концепций в российском праве и документах ОЭСР.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 01/2025 |
Страницы | 40-43 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2025-1-40-43 |
Под принципом добросовестности налогового администрирования принято понимать реализацию публичных интересов в налоговой сфере без ущемления частных законных интересов путем создания препятствий со стороны органов исполнительной власти.
Указанный принцип является логическим продолжением разработанного Г.В. Петровой принципа обеспечения сбалансированности публичного и частного интересов субъектов налоговых правоотношений при осуществлении деятельности налоговых органов.
Развивая указанную мысль, следует отметить, что принцип добросовестности налогового администрирования определяет рамки деятельности налоговых органов, при выходе за которые нарушается баланс частных и публичных интересов субъектов налоговых правоотношений.
Особенность исследуемого принципа заключается в том, что такие рамки определены не нормативными актами в сфере налогообложения, а законными интересами субъектов налоговых правоотношений.
Как известно, законные интересы субъектов правоотношений представляют собой более широкое и фундаментальное явление по сравнению с субъективными правами, закрепленными в нормативных правовых актах. Так, А.В. Малько, В.В. Субочев отмечали: «нормативность права не воплощает в себе исчерпывающим образом регулятивный потенциал права, то, что лежит за рамками нормируемого правила поведения, вне границ субъективных прав и обязанностей, что и можно определить как законные интересы».