Цель. Постановка проблемы необходимости совершенствования национального образовательного процесса в сфере профессионального образования в связи со стоящими перед российским образованием вызовами, к числу которых отнесены: нехватка финансирования и кадровый дефицит преподавателей-практиков; цифровое неравенство между регионами. Сложность правового регулирования необходимых изменений заключается и в необходимости сохранения баланса интересов бизнеса, государства и образовательных учреждений, а также обеспечения одновременных синхронных изменений в образовательном, трудовом и налоговом законодательстве. Создание механизма правового обеспечения микроквалификаций и российской системы перезачета кредитных единиц между российскими вузами, а в перспективе и вузами стран-участниц ШОС, ЕАЭС, БРИКС для обеспечения студенческой мобильности. Методология: общенаучные (диалектический, системно-функциональный, исторический, сравнительный) и частнонаучные методы познания (формально-юридический, статистический и др). Выводы.Делается ключевой вывод о необходимости новой редакции Стратегии развития профессионального образования Российской Федерации до 2030 года, закрепляющей правовые основы российского образования в рамках цифровой экономики. Научная и практическая значимость. В статье на основе анализа современной системы образования, трендов ее реформирования на современном этапе развития цифровой экономики анализируются лучшие зарубежные образовательные практики по использованию AI и иных цифровых технологий с целью совершенствования национального образовательного процесса в сфере профессионального образования.