О некоторых подходах к реформированию профессионального образования в России: вопросы правовой регламентации
Аннотация
Цель. Постановка проблемы необходимости совершенствования национального образовательного процесса в сфере профессионального образования в связи со стоящими перед российским образованием вызовами, к числу которых отнесены: нехватка финансирования и кадровый дефицит преподавателей-практиков; цифровое неравенство между регионами. Сложность правового регулирования необходимых изменений заключается и в необходимости сохранения баланса интересов бизнеса, государства и образовательных учреждений, а также обеспечения одновременных синхронных изменений в образовательном, трудовом и налоговом законодательстве. Создание механизма правового обеспечения микроквалификаций и российской системы перезачета кредитных единиц между российскими вузами, а в перспективе и вузами стран-участниц ШОС, ЕАЭС, БРИКС для обеспечения студенческой мобильности. Методология: общенаучные (диалектический, системно-функциональный, исторический, сравнительный) и частнонаучные методы познания (формально-юридический, статистический и др). Выводы.Делается ключевой вывод о необходимости новой редакции Стратегии развития профессионального образования Российской Федерации до 2030 года, закрепляющей правовые основы российского образования в рамках цифровой экономики. Научная и практическая значимость. В статье на основе анализа современной системы образования, трендов ее реформирования на современном этапе развития цифровой экономики анализируются лучшие зарубежные образовательные практики по использованию AI и иных цифровых технологий с целью совершенствования национального образовательного процесса в сфере профессионального образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 06/2025 |
Страницы | 8-13 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-6-8-13 |
Реформирование профессионального образования в России происходит в русле как глобальных, так и национальных трендов, обусловленных необходимостью адаптации отечественной системы образования к технологическим, экономическим и социальным вызовам. При этом проводимые реформы в сфере высшего образования требуют глубокого анализа и переосмысления всей сложившейся системы, выявления сегментов для совершенствования процесса с учетом сложившихся политических, демографических, экономических, технологических и социальных аспектов. Основные тенденции предстоящих изменений включают в себя ряд ключевых направлений, среди которых можно отметить: цифровизацию и внедрение новых технологий; практикоориентированность и дуальное обучение; обновление ФГОС и гибкость образовательных программ; развитие непрерывного образования; обеспечение кадровых региональных потребностей, а также международное сотрудничество и экспорт образования.
В рамках одной статьи невозможно отразить весь спектр предстоящих преобразований системы образования, поэтому остановимся подробнее только на некоторых из них, а именно на тех, которые в первую очередь затрагивают вопросы цифровизации и внедрения новых технологий в образовательный процесс. Говоря о цифровизации и внедрении новых технологий, в первую очередь следует отметить необходимость активизировать использование искусственного интеллекта (далее – AI), VR (виртуальной реальности) / AR (дополненной реальности) и онлайн-платформ для создания симуляторов и виртуальных лабораторий. Также весьма полезно развивать цифровые образовательные экосистемы. В российской системе высшего образования происходит активное формирование цифровых межвузовских образовательных экосистем, однако их развитие находится на разной стадии реализации.
На современном этапе государственно-правового развития, пожалуй, можно отметить следующие существующие инициативы, а именно функционирование в системе российского образования таких цифровых ресурсов, как:
1) Единая цифровая платформа ФКУ «ГосТех» для интеграции государственных сервисов, включая образование, и созданное 1 января 2021 г. на базе Координационного центра Межправительственной комиссии по сотрудничеству в сфере вычислительной техники.
2) Портал «Госуслуги», частично выполняющий функции экосистемы, на основе которого предоставлена возможность подать документы в вузы и учебные заведения, осуществляющие обучение по программам среднего профессионального образования, проверить успеваемость обучающихся и записаться на программы дополнительного образования, правда его функционал ограничен и не охватывает все аспекты образовательного процесса.