Дата публикации: 19.06.2025

О некоторых подходах к реформированию профессионального образования в России: вопросы правовой регламентации

Аннотация

Цель. Постановка проблемы необходимости совершенствования национального образовательного процесса в сфере профессионального образования в связи со стоящими перед российским образованием вызовами, к числу которых отнесены: нехватка финансирования и кадровый дефицит преподавателей-практиков; цифровое неравенство между регионами. Сложность правового регулирования необходимых изменений заключается и в необходимости сохранения баланса интересов бизнеса, государства и образовательных учреждений, а также обеспечения одновременных синхронных изменений в образовательном, трудовом и налоговом законодательстве. Создание механизма правового обеспечения микроквалификаций и российской системы перезачета кредитных единиц между российскими вузами, а в перспективе и вузами стран-участниц ШОС, ЕАЭС, БРИКС для обеспечения студенческой мобильности. Методология: общенаучные (диалектический, системно-функциональный, исторический, сравнительный) и частнонаучные методы познания (формально-юридический, статистический и др). Выводы.Делается ключевой вывод о необходимости новой редакции Стратегии развития профессионального образования Российской Федерации до 2030 года, закрепляющей правовые основы российского образования в рамках цифровой экономики. Научная и практическая значимость. В статье на основе анализа современной системы образования, трендов ее реформирования на современном этапе развития цифровой экономики анализируются лучшие зарубежные образовательные практики по использованию AI и иных цифровых технологий с целью совершенствования национального образовательного процесса в сфере профессионального образования.




Реформирование профессионального образования в России происходит в русле как глобальных, так и национальных трендов, обусловленных необходимостью адаптации отечественной системы образования к технологическим, экономическим и социальным вызовам. При этом проводимые реформы в сфере высшего образования требуют глубокого анализа и переосмысления всей сложившейся системы, выявления сегментов для совершенствования процесса с учетом сложившихся политических, демографических, экономических, технологических и социальных аспектов. Основные тенденции предстоящих изменений включают в себя ряд ключевых направлений, среди которых можно отметить: цифровизацию и внедрение новых технологий; практикоориентированность и дуальное обучение; обновление ФГОС и гибкость образовательных программ; развитие непрерывного образования; обеспечение кадровых региональных потребностей, а также международное сотрудничество и экспорт образования.

В рамках одной статьи невозможно отразить весь спектр предстоящих преобразований системы образования, поэтому остановимся подробнее только на некоторых из них, а именно на тех, которые в первую очередь затрагивают вопросы цифровизации и внедрения новых технологий в образовательный процесс. Говоря о цифровизации и внедрении новых технологий, в первую очередь следует отметить необходимость активизировать использование искусственного интеллекта (далее – AI), VR (виртуальной реальности) / AR (дополненной реальности) и онлайн-платформ для создания симуляторов и виртуальных лабораторий. Также весьма полезно развивать цифровые образовательные экосистемы. В российской системе высшего образования происходит активное формирование цифровых межвузовских образовательных экосистем, однако их развитие находится на разной стадии реализации.

На современном этапе государственно-правового развития, пожалуй, можно отметить следующие существующие инициативы, а именно функционирование в системе российского образования таких цифровых ресурсов, как:

1) Единая цифровая платформа ФКУ «ГосТех» для интеграции государственных сервисов, включая образование, и созданное 1 января 2021 г. на базе Координационного центра Межправительственной комиссии по сотрудничеству в сфере вычислительной техники.

2) Портал «Госуслуги», частично выполняющий функции экосистемы, на основе которого предоставлена возможность подать документы в вузы и учебные заведения, осуществляющие обучение по программам среднего профессионального образования, проверить успеваемость обучающихся и записаться на программы дополнительного образования, правда его функционал ограничен и не охватывает все аспекты образовательного процесса.

Список литературы

1. Гулемин А.Н. Цифровые экосистемы в современном праве: анализ национальных и международных подходов / А.Н. Гулемин // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2024. № 5. С. 27–36.
2. Катькина А.Н. Анализ сервисов формирования и учета персональных профилей компетенций цифровой экономики и персональных траекторий развития граждан / А.Н. Катькина, П.В. Никитин, Р.И. Горохова // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. С. 76.
3. Ли Ин. Преимущества и недостатки использования образовательных платформ в учебном процессе на занятиях иностранного языка (на примере «Xuetangx» и «Icourse International») / Ли Ин // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2 (105) С. 145–147.
4. Морозова И.Г. Цифровой кодекс: перспективы принятия в России / И.Г. Морозова // Юрист. 2024. № 8. С. 5–10.
5. Образовательный и технологический суверенитет России : монография / Г.Ф. Ручкина, А.В. Попова, С.С. Горохова [и др.] ; под редакцией Г.Ф. Ручкиной. Москва : ИНФРА-М, 2025. 199 с.
6. Петров А.М. Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства»: от концепции к реализации / А.М. Петров, В.А. Марков // Экономические науки. 2024. № 239. С. 175–186.
7. Экосистема вузов: трансформация Российской системы образования : монография / С.Е. Прокофьев, Е.А. Каменева, С.П. Солянникова [и др.] ; под редакцией С.Е. Прокофьева. Москва : ИНФРА-М, 2023. 485 с. DOI: 10.12737/1901313

Остальные статьи