Актуальные вопросы в части развития института интеллектуальной собственности Союзного государства
Аннотация
В рамках настоящей статьи исследуется нормативная правовая база Союзного государства, касающаяся вопросов интеллектуальной собственности. Сделан вывод об отсутствии единообразия терминологии, используемой в актах Союзного государства, а также о наличии противоречий норм Приложения к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о научно-техническом и инновационном сотрудничестве «Интеллектуальная собственность и конфиденциальная информация» национальному законодательству РФ и РБ. Высказано предложение об унификации терминологии нормативной правовой базы Союзного государства в соответствии с понятийно-категориальным аппаратом национального законодательства государств-участников. На основе анализа проблемы легализации параллельного импорта выявлены различные требования национального законодательства в отношении регламентирования параллельного импорта на территории государств-членов. Предлагается единообразие в составлении перечня товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, одобренных для ввоза на территорию Союзного государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное публичное и частное право № 03/2024 |
Страницы | 25-29 |
DOI | 10.18572/1812-3910-2024-3-25-29 |
Нормативная правовая база Союзного государства, касающаяся регламентирования интеллектуальной собственности, включает как акты общего характера, лишь затрагивающие вопросы интеллектуальных прав, так и акты, напрямую касающиеся результатов интеллектуальной деятельности и их защиты.
К первой группе актов следует отнести, в частности, Резолюции союзного Совмина «О разработке стратегии научно-технологического развития Союзного государства», «О программах Союзного государства в области космоса», «О сотрудничестве Беларуси и России в области развития микроэлектронных технологий, проектирования и производства электронной компонентной базы и электронного машиностроения», Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области информатизации и вычислительной техники, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о реализации Программы военно-технического сотрудничества между РФ и РБ до 2025 г.
Следующая группа представлена Соглашением о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности, межправительственным соглашением «О научно-техническом и инновационном сотрудничестве» от 27 марта 2023 г., Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
Анализ представленных актов позволяет выделить ряд проблем в сфере развития института интеллектуальной собственности Союзного государства.
Прежде всего, следует отметить отсутствие единообразие терминологии, используемой в актах Союзного государства. Отождествляются и не отграничиваются категории «интеллектуальная собственность» и «собственность». Так, согласно п. 5.7 Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, аналитический отчет включает в себя раздел с информацией о правовой охране созданных объектов собственности (включая интеллектуальную собственность) и их постановке на учет. К отчету прикладывается перечень объектов собственности (включая интеллектуальную), созданных и (или) приобретенных в ходе реализации программы.