Дата публикации: 02.05.2024

О правовом обеспечении бюджетного федерализма (на примере финансов муниципальных образований): некоторые вопросы теории и практики

Аннотация

В статье сделан акцент на положения бюджетного федерализма, в качестве индикатора состояния которого в Российской Федерации служит уровень развития местного самоуправления. В частности, рассмотрены актуальные тенденции формирования Правительством РФ так называемых «опорных сельских населенных пунктов» на территории всего государства. В качестве катализатора реализации конструктивных практических процессов предложено позиционировать науку как в ее фундаментальной, так и прикладной роли. Отмечено, что в настоящее время муниципальное право не выведено в качестве самостоятельной научной правовой специальности. Определение обособленного места общественных отношений, связанных с деятельностью муниципальных образований (финансовой деятельностью в том числе), становится актуальной задачей. Кроме того, поскольку феномен бюджетного федерализма расположен на грани таких научных специальностей, как «Право» и «Экономика», между их положениями необходима определенная степень сближения. Таким образом, наряду с практическими усилиями Правительства РФ решение такой первостепенной стратегической задачи нашего государства, как синхронизация территориального развития (в основе которого лежит бюджетное финансирование), зависит от состояния современной правовой фундаментальной науки.




В последнее время все чаще речь идёт о необходимости исследования положений экономического федерализма (в частности, отдельные вопросы прозвучали в выступлении А.Н. Диденко на конференции Российской академии естественных наук (РАЕН) 22 декабря 2023 г. в Колонном зале Дома Союзов). При этом подчеркивается связь экономического федерализма с государственной финансовой политикой регионального развития, которая сегодня актуальна как никогда. Неслучайно одним из направлений финансово-экономического федерализма выступает бюджетный федерализм, толкуемый как принцип бюджетной системы Российской Федерации. Принцип бюджетного федерализма означает, что интересы всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в отношении распределения финансовых потоков страны должны балансироваться и сочетаться оптимально. Это призвано находить отражение в ежегодно принимаемых нормативных актах на всех соответствующих уровнях власти (речь идёт о федеральном бюджете, бюджетах субъектов Федерации (89) и многочисленных местных (муниципальных) бюджетах). Принцип бюджетного федерализма, реализуемый в процессе межбюджетных отношений (при взаимодействии органов государственной власти Федерации, ее регионов и органов местного самоуправления (МСУ), означает, прежде всего, ответственность вышестоящего бюджета за наполнение минимальных бюджетов нижестоящих уровней бюджетной системы страны (расчёт минимального бюджета территориальной единицы осуществляется исходя из установленных заранее нормативов бюджетной обеспеченности населения и др.). Следовательно, на уровне федерального бюджета должны быть предусмотрены все минимально необходимые затраты консолидированного бюджета в целом по стране (аналогично в бюджете субъекта Федерации – идентичные консолидированные затраты всех, соотносимых с ним, муниципальных образований). Таким образом (в конечном итоге) индикатором состояния бюджетного федерализма в стране служит уровень развития местного самоуправления, который конкретизируется при помощи финансовых показателей бюджетной обеспеченности на муниципальном уровне.

Неслучайно в выступлении А.Н. Диденко отмечалась магистральная роль кроссекторного взаимодействия всех уровней власти. Кроме того, было уделено внимание значению науки, опережающее развитие которой позиционировалось даже как основа солидаризации общества. Остановимся ниже на отдельных научно-практических аспектах, сделав попытку вывести рассуждения в плоскость научно-практической дискуссии.

Сегодня, когда в условиях новой экономической реальности (беспрецедентных санкций и давления со стороны стран Запада) Российская Федерация успешно двинулась курсом импортозамещения, трудно переоценить значение равномерного и стабильного развития всех без исключения ее регионов и муниципальных образований. Очевидно, что синхронизация территориального развития, в основе которого лежит бюджетное финансирование, является первостепенной стратегической задачей для обеспечения суверенитета нашего государства.

Список литературы

1. Ашмарина Е.М. Инновационная технология «Экономическое право» в условиях глобализации : монография / Е.М. Ашмарина. 2-е изд., доп. и перераб. Москва : Русайнс, 2024. 284 с.
2. Ручкина Г.Ф. Экономическое право: инновационный проект (раздел III. Правовой режим фондов денежных средств коммерческих организаций и экономическое право Российской Федерации) : монография / Г.Ф. Ручкина. Москва : Финуниверситет, 2012. 145 с.

Остальные статьи