В статье рассматриваются возможные способы совершенствования применения мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, к операторам платежных систем. Критерии, предусмотренные ст. 34 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и используемые Банком России для выбора меры принуждения за нарушение указанного закона, представлены количественными и качественными характеристиками. Количественные характеристики направлены на оценку влияния нарушения на бесперебойность функционирования платежной системы и согласно Положению Банка России № 607-П являются измеримыми (например, время устранения инцидента информационной безопасности рассчитывается в минутах). В свою очередь, качественные характеристики описывают нарушение как «влияющее/ не влияющее на услуги, оказываемые участникам платежной системы и их клиентам» (ч. 1, 2 ст. 34 указанного федерального закона). Качественные характеристики нарушений, совершаемых оператором платежной системы, являются не вполне конкретными. Учитывая, что ответственность операторов платежных систем является видом финансово-правовой ответственности, признаками которой являются законность, объективность и справедливость, в статье предлагается подход к уточнению качественных характеристик нарушений, совершаемых операторами платежных систем, для повышения эффективности применения мер ответственности к ним.