Правовые модели включения криптовалюты в национальную платежную систему как способ противодействия экономическим санкциям
Аннотация
Реалии экономической ситуации Российской Федерации в части обеспечения внешнеэкономических расчетов в условиях неправомерных санкций недружественных государств создают потребность поиска новых форм расчетов, одним из которых может стать криптовалюта. Криптовалюта не соответствуют критериям официально признанных денежных средств, но обладает существенным количеством преимуществ как расчетная единица. Показаны преимущества криптовалюты в качестве расчетного средства перед цифровым рублем в целях нивелирования негативных последствий от неправомерных экономических санкций. На примере опыта зарубежных стран предложены две модели правового обеспечения процесса имплементации криптовалюты в национальную платежную систему.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Банковское право № 03/2024 |
Страницы | 56-64 |
УДК | 346.62 |
DOI | 10.18572/1812-3945-2024-3-56-64 |
Ежегодно мировая экономика получает колоссальный ущерб от киберпреступности, что в совокупности с ростом объемов торговли в Интернете, санкциями и уязвимостью электронных систем приводит к росту популярности криптовалют, несмотря на то что их использование в Российской Федерации не урегулировано законодательством и тем самым сопряжено с существенными рисками. Сложно отрицать и то, что пандемией COVID-19, а затем и мировым финансовым кризисом экономике был нанесен значительный ущерб, и практически все государства обратились к тенденции все большей опоры на инновационные технологии и цифровизацию.
Стремительная имплементация криптовалюты привлекла наконец внимание органов государственной власти, которые ранее не считали криптовалюту значительным явлением с огромным потенциалом влияния на финансовые рынки. Россия, безусловно, в настоящее время находится на пути к суверенной и мощной цифровизации, что видно из принятых в последнее время правовых актов.
Криптовалюты обладают существенным количеством преимуществ, однако не соответствуют критериям официально признанных денежных средств. Ситуация в России в этом плане сегодня двойственная: с одной стороны, государство может отказаться от интеграции криптовалюты и запретить ее полностью либо же разрешить совместное действие цифровых и электронных систем и получить от этого потенциальный положительный эффект, позволяющий в числе прочих поддерживать экономическую активность и расчеты по внешнеэкономическим контактам в условиях санкционного режима.
Однако правовые предпосылки имплементации криптовалюты в национальную платежную систему вызывают множество вопросов и неоднозначное толкование. Например, в Федеральном законе № 259-ФЗ ЦФА определяются как «цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы».