Хищение цифрового рубля: особенности квалификации
Аннотация
В работе приводится системный анализ алгоритмов квалификации хищений, предметом которых выступает цифровой рубль. Используя методы обобщения, моделирования и аналогии, автор рассматривает юридический статус цифрового рубля, особенности его оборота и разрабатывает ряд критериев для разграничения смежных по характеру составов кражи с банковского счета (п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ) и мошенничества с использованием электронных средств платежа (ст. 159.3 УК РФ).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 09/2024 |
Страницы | 10-16 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2024-9-10-16 |
Активное развитие цифровых финансовых инструментов выводит на первый план вопрос о том, насколько государство способно обеспечивать безопасность владения, пользования и распоряжения ими через разработку адекватных алгоритмов предупреждения и квалификации имущественных преступлений.
Особенно остро этой вопрос стоит в связи с пилотированием цифрового рубля. По данным регулятора, в мае 2023 г. платформа цифрового рубля сдана в промышленную эксплуатацию. В 2024 г. активно развернулся пилотный проект по организации платежей. Его участниками стали 13 банков, 30 торговых организаций и 500 человек.
В июле 2024 г. ЦБ РФ подтвердил успешность проекта и заверил в том, что к лету 2025 г. зона охвата рынка цифровым рублем будет заметно шире.
Рассматривая цифровой рубль как закономерный этап развития банковского сектора, принципиально важно понимать, по какому пути пойдет судебная практика в части определения его уголовно-правого статуса как предмета хищения. Несмотря на важность этого вопроса, современные наука и практика до настоящего времени не приблизились к общему пониманию как нормативных качеств цифрового рубля (как разновидности цифровой валюты центральных банков), так и правовой оценки его отчуждения (хищения).
В Федеральном законе от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ (ред. от 19.12.2023) «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон «О национальной платежной системе») отсутствует легальное определение цифрового рубля. Дается только трактовка платформы как информационной системы, посредством которой в соответствии с правилами платформы цифрового рубля взаимодействуют оператор платформы цифрового рубля, участники платформы цифрового рубля и пользователи платформы цифрового рубля в целях совершения операций с цифровыми рублями (ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе»).