Дата публикации: 24.12.2024

Финансово-правовое регулирование системы быстрых платежей

Аннотация

В представленной статье исследуются вопросы правового регулирования функционирования системы быстрых платежей, которая рассматривается в качестве инфраструктурного элемента платежной системы Банка России. Проводится анализ правовой природы системы быстрых платежей. Делается вывод о том, что система быстрых платежей не является платежной системой и разновидностью электронных денежных средств с точки зрения действующего российского законодательства. Целью работы стало формирование авторского определения правовой природы системы быстрых платежей как категории финансово-правового регулирования. В связи с повышенным интересом в сервисе со стороны граждан и юридических лиц предложено улучшить меры безопасности при осуществлении платежей посредством использования дополнительной аутентификации пользователя, что положительно скажется на финансовой безопасности децентрализованных фондов денежных средств. Методология: в рамках работы использовались сравнительно-правовой и формально-догматический методы, поскольку определение правовой природы системы быстрых платежей потребовало обращения к различным источникам финансового и гражданского права. Выводы. Автор приходит к следующим выводам: 1) о перспективности дальнейшего развития рассматриваемого сервиса, поскольку в сфере экономики имеется потребность в удешевлении операций по переводу денежных средств; 2) систему быстрых платежей можно рассматривать в качестве способа перевода денежных средств, элемента продуктовой подсистемы национальной платежной системы. Научная и практическая значимость. Вопросы, рассмотренные в статье, позволят осмыслить правовую природу системы быстрых платежей, тенденции развития как исследователями, так и практическими работниками.




Цифровая трансформация общественных отношений порождает новые виды технологий, которые позволяют упростить процессы информационного обмена, где платежные системы центральных банков не являются исключением. Так, Народный банк Китая предоставляет услуги двухуровневой платежно-клиринговой системы, где нижний уровень включает предоставление финансовых услуг своим клиентам — физическим и юридическим лицам, а верхний уровень предоставляет услуги клиринга платежей через Китайскую национальную финансовую сеть. Резервный банк Индии, являясь органом государственной власти, внедряет в свою национальную платежную систему цифровую рупию, которая призвана снизить количество пользователей цифровыми и частными криптовалютами.

В Европейском союзе разработана единая система рыночной инфраструктуры (Target Instant Payment Settlement (TIPS)), которая позволяет поставщикам платежных услуг предлагать переводы денежных средств своим клиентам в режиме реального времени, круглосуточно, без комиссии для физических лиц. В рамках указанной системы осуществляют переводы денежных средств в евро, а с февраля 2024 г. в шведских кронах. TIPS работает на некоммерческой основе с полным возмещением затрат. Регистрация в TIPS не требует платы. Цена за транзакцию мгновенного платежа установлена в размере 0,2 цента, которая распределяется поровну между отправителем и получателем денежных средств. Кроме того, ежемесячная плата за ведение счетов на платформе взимается с поставщиков платежных услуг. Аналогичные системы есть в Австралии (New Payments Platform), Швеции (Swish), Канаде (Interac e-Transfer) и других странах.

В декабре 2017 года Банком России был представлен доклад для общественных дискуссий «Обзор мирового опыта использования систем быстрых платежей и предложения по внедрению в России», где подчеркивалось, что большинство развитых стран уже используют или тестируют системы мгновенных (быстрых) платежей. К положительным сторонам внедрения такой системы относились: мгновенность, безотзывность, быстрое извещение плательщика и получателя о финальном статусе платежа, безопасность, гибкость и простота.

Как следствие, Положение Банка России от 24 сентября 2020 г. № 732-П «О платежной системе Банка России» (далее — Положение о платежной системе Банка России) дополнено нормативным регулированием порядка организации и функционирования системы быстрых платежей (далее — СБП).

Анализ правовых норм, регулирующих порядок функционирования СБП, дает основания относить указанный сервис к услуге по предоставлению платежей. Банк России, являясь оператором такого сервиса, обеспечивает его работу, предоставляя физическим и юридическим лицам доступ к сервису через свои банковские приложения. Но можем ли мы с достоверностью говорить о том, что СБП является лишь услугой в сфере платежей?

Список литературы

1. Гузнов А.Г. Регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской Федерации : учебное пособие для вузов / А.Г. Гузнов, Т.Э. Рождественская. 3-е изд. Москва : Юрайт, 2023. 584 с.
2. Ситник А.А. Технология блокчейн в платежных системах / А.А. Ситник // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. № 5. С. 42–54.
3. Хоменко Е.Г. Платежные системы как элементы национальной платежной системы России и их классификация / Е.Г. Хоменко // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 1. С. 122–134.
4. Хоменко Е.Г. Правовое регулирование цифровой национальной платежной системы : учебник / Е.Г. Хоменко. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. 248 с.
5. Хоменко Е.Г. Роль Банка России в цифровизации банковской системы / Е.Г. Хоменко // Право и цифровая экономика. 2021. № 2. С. 5–11.

Остальные статьи