Цель. Показать значение и определить правила применения компаративного метода в качестве основного способа познания цивилистических явлений. Методология: эмпирические методы описания, интерпретации, теоретические методы формальной и диалектической логики. Выводы. Установлено, что в процессе познания цивилистических явлений компаративный метод в зависимости от цели работы может применяться в качестве основного или вспомогательного способа. Показано, что в случае использования компаративного метода в качестве основного способа познания цивилистических явлений необходимо соблюдение определенных правил, обеспечивающих эффективность сравнения и применимость в теории и на практике полученных научных результатов. Научная и практическая значимость. Статья может быть полезна ученым-исследователям, в том числе для дальнейшей комплексной научной разработки указанной проблемы, а также в образовательной деятельности при подготовке научных и научно-педагогических кадров, в учебной работе со студентами юридических и педагогических вузов.