Иски прокуроров о взыскании в доход государства полученного сторонами в результате совершения антисоциальных сделок: проблемы и перспективы
Аннотация
В статье на основе изучения юридической литературы и материалов судебной практики исследованы отдельные теоретико-практические аспекты, связанные с защитой органами прокуратуры интересов государства посредством инициирования судебного рассмотрения дел о конфискации в доход РФ полученного сторонами по антисоциальным сделкам на основании ст. 169 ГК РФ. Высказаны отдельные предложения по совершенствованию гражданского законодательства и практики его применения, направленные на повышение эффективности деятельности прокуратуры в данной сфере и защите публичных интересов.
Тип | Статья |
Издание | Администратор суда № 03/2025 |
Страницы | 25-29 |
DOI | 10.18572/2072-3636-2025-3-25-29 |
Прокуратура Российской Федерации, выполняя функции надзорного органа, исторически играла ключевую роль в защите интересов государства, что прослеживается с момента ее учреждения Петром I в 1722 г. По замыслу Петра I именно прокуратура должна была стоять на страже интересов государя и государства, для этого по точному указанию профессора А.Н. Савенкова наделялась обширными контрольными функциями.
В настоящее время органы прокуратуры также обеспечивают защиту прав и интересов государства, в том числе посредством инициирования судебного рассмотрения дел о взыскании в доход Российской Федерации всего полученного сторонами по антисоциальным сделкам на основании ст. 169 ГК РФ. Заметим, что в отличие от уголовного законодательства предусмотренное данной правовой нормой конфискационное последствие нехарактерно в привычном понимании для частноправовых отношений. Оно впервые было закреплено в ГК РСФСР 1922 г. и вызывало вопросы у представителей юридического сообщества. Уместно, например, вспомнить практику взыскания на основании ст. 169 ГК РФ в доход государства полученного сторонами по сделкам, совершенным с целью уклонения от уплаты налогов. Как отмечал в этой связи председатель ВАС РФ А.А. Иванов, расплывчатая формулировка данной нормы превратилась в руках налоговых инспекторов «в оружие массового поражения…». Они слишком часто прибегали к данной статье, изымая у компаний принадлежащее им имущество.
В ходе реформы гражданского законодательства 2013 г. в сохраняющей силу редакции ст. 169 ГК РФ применение конфискационных последствий было ограничено специальной оговоркой о праве суда взыскать все полученное по сделке в доход государства только в случаях, предусмотренных законом. Между тем в этой части данную норму ГК РФ нельзя, на наш взгляд, назвать в полной мере определенной и справедливой с точки зрения защиты интересов государства.
Во-первых, остается неясным, о каком «специальном» законе (-ах) в данном случае идет речь?
Анализ пояснительной записки к законопроекту № 47538-6 дает основание для вывода о том, что таким законом является Уголовный кодекс РФ (ст. 104.1 «Конфискация имущества»). Тем не менее, как неоднократно подчеркивалось в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, нормы УК РФ о конфискации имущества не могут рассматриваться в качестве данного закона.