О реализации в России идеи принудительного лицензирования объектов авторских и смежных прав
Аннотация
В статье обращено внимание на неоднозначную оценку специалистами в сфере интеллектуальной собственности реализации в России идеи принудительного лицензирования объектов авторских и смежных прав. Показано, что принудительное лицензирование является крайней мерой, применение которой допустимо только в качестве исключения. Поддержано принудительное лицензирование объектов авторских и смежных прав с точки зрения экономической эффективности в отношении произведений неизвестных правообладателей при условии соблюдения прав авторов на справедливое вознаграждение.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 08/2024 |
Страницы | 36-40 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-8-36-40 |
В отношении Российской Федерации со стороны США и стран — членов ЕС с 2014 г. ведется санкционная политика, которая оказала влияние на различные сферы жизнедеятельности российского общества, включая интеллектуальную деятельность. Многие зарубежные организации в этой области приостановили работу в России и расторгли ранее заключенные контракты. Ушли такие крупнейшие производители, как Sony, Disney, Universal, WarnerBros и др.
Российская киноиндустрия столкнулась с проблемой продления лицензий на профильный иностранный продукт. Санкции запустили изменения в фармацевтической отрасли: остановлены международные клинические исследования лекарств организаций Eli Lilly, Pfizer, AbbVie, MSD, Sanofi и др.
Сложившаяся ситуация обусловила принятие мер по нейтрализации указанных негативных последствий в сфере интеллектуальной собственности (далее — ИС) и защите интересов Российской Федерации, которые в юридической науке нередко отождествляются с общественными интересами. Например, Р.Е. Гукасян указывал, что «государственный интерес — это и есть общественный интерес, реализуемый с помощью государственного механизма».
И все же преобладающее число исследователей признают несовпадение государственного и общественного интересов, например, по присущей государству потребности укрепления и поддержания власти или реализации государственного интереса в праве.
О различии рассматриваемых интересов свидетельствует употребление в ГК РФ понятия «государственный интерес» наряду с интересом общественным (через союз «и», например, в ст. 152.1).