На основе проведенного анализа складывающейся в современных реалиях практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов по разрешению административных дел о понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов об устранении нарушений обязательных требований, не исполненных в ранее установленный срок, с учетом особенностей правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в различных федеральных законах (Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Федеральный закон «О защите конкуренции», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.) выявлена особая категория судебных дел о понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов, возникающих из административных контрольно-надзорных правоотношений, когда мера судебного административного понуждения не установлена законом. Обозначен ряд правовых коллизий, возникающих у контрольно-надзорных органов и судов по обеспечению принудительного исполнения предписаний контрольно-надзорных органов об устранении нарушений обязательных требований, и предложены возможные варианты их разрешения, что позволит оптимизировать нагрузку судов, освободив судей от необходимости дублирования предписаний контрольно-надзорных органов, подменяя собой их контрольно-надзорную функцию.