Судебное административное понуждение к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов: анализ правоприменительной практики и проблемы законодательного регулирования
Аннотация
На основе проведенного анализа складывающейся в современных реалиях практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов по разрешению административных дел о понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов об устранении нарушений обязательных требований, не исполненных в ранее установленный срок, с учетом особенностей правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в различных федеральных законах (Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Федеральный закон «О защите конкуренции», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.) выявлена особая категория судебных дел о понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов, возникающих из административных контрольно-надзорных правоотношений, когда мера судебного административного понуждения не установлена законом. Обозначен ряд правовых коллизий, возникающих у контрольно-надзорных органов и судов по обеспечению принудительного исполнения предписаний контрольно-надзорных органов об устранении нарушений обязательных требований, и предложены возможные варианты их разрешения, что позволит оптимизировать нагрузку судов, освободив судей от необходимости дублирования предписаний контрольно-надзорных органов, подменяя собой их контрольно-надзорную функцию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 07/2025 |
Страницы | 30-36 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-7-30-36 |
В настоящее время судами общей юрисдикции и арбитражными судами разрешается особая категория административных дел по обращениям контрольно-надзорных органов публичной администрации в случае неисполнения контролируемым лицом обязанностей в установленный предписанием (требованием) срок. Эту категорию судебных дел предлагается называть в обобщенном виде административными делами о судебном административном понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов, поскольку они возникают из административных контрольно-надзорных правоотношений и по сути характеризуются не разрешением спора, а оценкой доказательств совершения контролируемым лицом деликта по неисполнению предписания в установленный в нем срок. В обоснование необходимости введения в научный оборот данного вида судебных дел можно обозначить следующее.
Контролируемые лица (физические лица и организации) по данным категориям судебных дел фактически приобретают статус специального ответчика — административно-понуждаемого судом лица, в отношении которого могут быть применены меры судебного административного понуждения, влекущие различные правовые последствия в виде возложения обязанностей совершить конкретные действия или связанные с изменением, прекращением правового статуса (например, прекращение статуса лицензиата в случае аннулирования лицензии по решению суда).
Объединяющим ключевым признаком данных категорий судебных дел является то, что в ходе их разрешения должна быть дана оценка специфической правовой ситуации о наличии особого вида правонарушения (административно-понуждаемого деликта), выявляемого контрольно-надзорным органом, объективная сторона которого выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении контролируемым лицом предписания (требования) в установленный в нем срок для добровольного исполнения, влекущего в силу закона применение судебных мер административно-принудительного воздействия (мер судебного административного понуждения к исполнению предписаний контрольно-надзорного органа). Наряду с этим у суда возникает необходимость в оценке правомерности выданного предписания (требования), разумности установленных в нем сроков и реальной возможности контролируемого лица исполнить предписанные ему обязанности, совершить конкретные действия, в том числе по устранению выявленного нарушения, восстановлению правового положения, существовавшего до совершения правонарушения. Анализ мотивировочной части судебных решений о понуждении к исполнению предписаний свидетельствует о том, что, как правило, оценка правомерности предписания (требования) контрольно-надзорного органа соотносится с фактом отсутствия его обжалования, а не с оценкой соблюдения установленного федеральным законом административно-процессуального порядка проведения контрольно-надзорного мероприятия, проверки. Главным ключевым признаком судебных дел об административном понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов является то, что суд, удовлетворяя заявленные требования контрольно-надзорного органа, возлагает на понуждаемое лицо обязанность совершить определенные действия, связанные с обеспечением исполнения ранее предписанных контрольно-надзорным органом требований устранить выявленные в ходе контрольно-надзорной деятельности нарушения обязательных требований.