Определение компетенции суда по участию в процессе доказывания при осуществлении судебного контроля на досудебных стадиях уголовного процесса
Аннотация
В статье рассматриваются проблемные вопросы определения компетенции суда по производству следственных и иных процессуальных действий при осуществлении судебного контроля на досудебных стадиях уголовного процесса. Автор приходит к выводу о недопустимости ограничения перечня следственных и процессуальных действий по сравнению с теми, которые суд уполномочен производить при рассмотрении дела по существу. При этом предлагаются критерии, которыми должен руководствоваться суд при решении вопроса о необходимости и возможности производства отдельного следственного или иного процессуального действия. Применение данных критериев различно в зависимости от того, к какой группе относится получаемое судом доказательство. В статье также затрагивается вопрос использования полученных при осуществлении судебного контроля доказательств при расследовании основного уголовного дела.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 02/2024 |
Страницы | 34-39 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2024-2-34-39 |
Уголовно-процессуальный закон, предоставляя суду достаточно широкие полномочия по контролю за законностью и обоснованностью ограничения конституционных прав личности на досудебных стадиях уголовного процесса, не обеспечивает его в достаточной мере соответствующими процессуальными средствами. В частности, закон не определяет пределы компетенции суда по участию в процессе доказывания на данных стадиях.
Так, если для рассмотрения уголовного дела по существу гл. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) закрепляет исчерпывающий перечень следственных и иных процессуальных действий, которые могут быть произведены судом, то для судебного контроля соответствующее законодательное регулирование отсутствует.
Данное обстоятельство создает проблемы не только в теории, но и на практике, вызывая сложности у суда относительно выбора средств доказывания, с помощью которых могут быть установлены обстоятельства, входящие в предмет доказывания по отдельному судебно-контрольному производству.
Как показало произведенное нами анкетирование, мнения прокурорских работников относительно возможности суда производить следственные и иные процессуальные действия существенно разделились, что также свидетельствует о необходимости научного обоснования пределов компетенции суда по участию в процессе доказывания.